Избранные статьи

Шедевр симбирской архитектуры: обновление

На пересечении старейших улиц нашего города – Гончарова (бывшая Большая Саратовская)
и Дмитрия Ульянова (бывшая Сенная) – расположено одно из красивейших каменных зданий
Симбирска эпохи модерна – здание Симбирского отделения Общества взаимного кредита (ныне
ул. Гончарова, 48/2).

Симбирские казаки

Ранние страницы истории нашего края, связанные с казачеством, на первый взгляд кажутся эпизодическими: строительство и охрана Симбирско-Карсунской засечной черты, появление отдельных слобод, храмов, казацко-крестьянские восстания под руководством Степана Разина и Емельяна Пугачева, участие казаков (уже в юридическом статусе служилых солдат) в войнах, которые вела Россия. Однако именно эти ключевые этапы истории, в которые было вовлечено казачество на территории края, отражают его роль в жизни страны. История взаимодействия казачества с «неказачьими» территориями страны позволяет проследить влияние казачества и процесс его встраивания в принимающее общество.

ЛЕНИН, МЫ И БУДУЩЕЕ

В 2020 году исполнится 150 лет со дня рождения, пожалуй, самого известного нашего земляка Владимира Ульянова (Ленина). «Мономах» представляет вниманию читателей отрывки из новой книги «Ленин, мы и будущее» В.Н. Егорова, председателя историко-архивной комиссии области и председателя редакционного совета нашего журнала. В них рассказывается о взрослении и становлении мировоззрения Владимира Ульянова в его симбирские годы. Первая глава, которую мы представляем на суд читателей – «Еще не Ленин» – печатается с некоторыми сокращениями.

Вышел 110 номер журнала “Мономах”!

Дорогие читатели!
Рада сообщить, что мы получили из типографии апрельский - 110-й номер журнала «Мономах». Его главной темой стал «Национальный вопрос»: много публикаций выпуска посвящено народам, проживающим на территории Ульяновской области. К примеру, на обложке – инфографика Дмитрия Русина, наглядно представляющая численность семи крупнейших народностей нашего региона. Архивист Юлия Николаева рассказала о национальных традициях, которые сохранились даже в советское время. Текст проиллюстрирован архивными фотографиями, запечатлевшими некоторые народные праздники. Журналист и музыкант Игорь Улитин подготовил прекрасный материал об ульяновских группах, творчество которых имеет «национальный» уклон, в том числе о фолк-коллективе, в котором играет сам Игорь.

К нам ездил ревизор

«Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор». Эту фразу, с безмятежных школьных времен, наверняка помнят многие. С неё начиналась бессмертная комедия «Ревизор», написанная Николаем Васильевичем Гоголем в 1835 году. Но мало кто знает, что в основу сюжета легли события, связанные с Симбирской губернией.

ТЕАТРАЛЬНАЯ ЛЕНИНИАНА

Всего лишь три десятка лет назад репертуарный план Ульяновского театра драмы не обходился без спектаклей на ленинскую тему. К юбилеям Ильича особенно пристально подходили к выбору пьес Погодина, Дедюхина, Шатрова и других авторов. А в труппе обязательно требовался актёр, способный воплотить образ Ленина на родине Ленина.

«АРТЕЛЬ» – коллектив единомышленников!

Анатолий Анатольевич Крючков родился 8 февраля 1958 года в Ульяновске. После окончания Саратовского театрального училища им. И.А. Слонова, работал в Саратовском областном академическом театре, затем несколько лет – в городе Грозном. Один сезон прослужил в Ульяновском драматическом театре.

Дом, в котором живёт сказка

Дом, в котором живет сказка, есть в Ульяновске. Это театр кукол, появившийся в городе благодаря московским артистам Николаю Мисюре и его жене Марине. Они были эвакуированы в Ульяновск в начале Великой Отечественной войны, и стали первыми актерами, режиссерами и руководителями театра, образованного 1 апреля 1944 года. Чем сегодня, накануне своего 75-летия живет Ульяновский областной театр кукол, с 2007 года носящий имя народной артистки СССР Валентины Леонтьевой, «Мономаху» рассказала заместитель директора учреждения Олеся Кренская.

Музей под открытым небом: люди, памятники, среда

Государственный историко-мемориальный заповедник «Родина В.И. Ленина» учрежден Постановлением Совета министров СССР 2 октября 1984 года. Чем так привлекательны мемориальные кварталы и сохранившиеся фрагменты исторической застройки города Симбирска-Ульяновска, охраняемые заповедником? Разве могут быть сомнения в сакральности этого пространства! Здесь лучше всего ощущается духовное таинство связующее людей во времени и пространстве. За людской суетой, подчиненной ритмам современного города стоит неумирающее, повторяющееся и возрождающееся в настоящем прошлое. Здесь сконцентрирована наша коллективная самость и здесь рождается наша индивидуальная оригинальность.

Летопись увековечения Аркадия Пластова

История увековечения памяти народного художника СССР Аркадия Александровича Пластова (1893-1972) насчитывает почти полвека. В год 125-летия со дня рождения живописца Антон Долматов рассказал о грандиозных советских проектах и замыслах 1970-1980-х годов, заложивших основу мемориального историко-культурного комплекса в Прислонихе Карсунского района, связанного с именем А.А. Пластова.

О революции, Ленине и СССР

Великой российской революции исполнился вековой юбилей. За это весьма внушительное по человеческим меркам время сменились уже три-четыре поколения людей. И, конечно, для нынешней молодёжи в силу временной отдаленности и сама революция, и последующие эпические десятилетия великих свершений и трагедий, побед и поражений часто предстают крайне мифологизированными и напрямую практически не соотносятся, не коррелируются с их нынешней жизнью и проблемами. А на вопросы о том, что ты знаешь о революциии её детище – Советском Союзе – большинство молодых отделываются общими словами: «Да, была революция». Можно в ответ услышать и сентенции о том, что, мол, «зря большевики царя свергли. Из-за этого прервалась историческая линия развития страны, и мы оказались по другую сторону от всех «цивилизованных стран», в последующих же событиях и войнах погибли тысячи и миллионы людей».

Ленин в тебе и во мне

«Если б можно было увидеть Ленина живым, стать свидетелем его полемических споров с друзьями и идейными противниками, наблюдать за его работой, как в тех немногих, но драгоценных документальных кадрах. Если б можно было!..» , – писал Анатолий Иванович Устюжанинов. По иронии судьбы ему суждено было оживить образ Вождя Революции на киноэкранах и театральной сцене.

Придворный симбирянин

Несколько лет назад имя Василия Зуева ни о чем не говорило ульяновцам. А ведь этот их земляк был последним придворным миниатюристом императорского дома Романовых, а также одним из художников знаменитого на весь ювелирного дома Фаберже.

“Бил “Тигров” и “Пантер” он…”

Из воспоминаний Зигмунда Венгловского о танке у парка Победы
Памятник «Героям-танкистам – ульяновцам, погибшим в боях за Родину» появился в северной части Ульяновска в дни празднования 30-летия Великой Победы, в 1975 году. Он напоминает нам о подвигах солдат, выпускниках гвардейского танкового командного училища, в борьбе с неприятелем. В госархиве новейшей истории сохранились воспоминания бывшего заместителя начальника училища по технической части, гвардии полковника-инженера, участника Великой Отечественной войны Зигмунда Адамовича Венгловского. Они датированы 28 июля 2006 года. Их автор рассказывает об истории танка-памятника: от задумки до реализации проекта.

«Скольких выпустила в свет…» О педагоге В.В. Кашкадамовой

Вера Васильевна Кашкадамова считала себя ученицей Ильи Николаевича Ульянова – директора народных училищ Симбирской губернии. В октябре 1880 года он «благословил» ее, выпускницу Казанских Высших педагогических курсов, на работу в 5-м женском приходском училище. С ним она обсуждала вопросы ведения школьного дела, педагогические проблемы, достоинства и недостатки школьных учебников. И.Н. Ульянов часто бывал на ее уроках, давал советы и указывал на недостатки. «Чуткая, любящая детей и работу с ними, воспитательница», – так отзывался о ней Илья Николаевич.

Век Александра Ивановича Маркелычева

В 2017 году 100-летний юбилей отметила «Ульяновская правда» и без малого треть этого солидного временного отрезка страницы газеты украшали фотографии с подписью – А. Маркелычев.

“Где только Черников Василий на надувательства горазд…”

Скромные имена провинциальных деятелей книжной культуры заслуживают своего права на память потомства, поскольку без этого, широкого и прочного, укоренённого в почву российской действительности основания едва ли были возможны её великие достижения. Ведь гений творит не в вакууме – ему необходимы читатели, зрители, слушатели. Он должен ощущать, что в обществе есть запрос на его творения, и своим творчеством он увековечивает эпоху, в которую созидает.

Арское. Блаженной Ксении удача

Проезжая мимо Арского, невольно заглядишься на чудо-храм – белую лебедь, приподнявшую крылья, чтобы взмахнуть ими и воспарить над землей – к небу, к самому Творцу. Любуясь храмом, ты готов отречься от повседневной суеты и обратиться к Богу. Трехперстие кисти тянется ко лбу, и на устах оживает молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». Рассеянный ум уступает место сердцу, сердце открывает створки души, и ты вдруг видишь неприглядное свое нутро – гнилое, немощное, неумытое. Внешне ты молод, здоров и красив. До встречи с чудом никогда не утруждал себя заглянуть в глубь собственной души, но наконец-таки заглянул и ужаснулся!.. Остановись, забудь о мнимых ценностях, сверни с дороги, к храмам Арского.

Графы Шереметьевы и Симбирская губерния

Кто не слышал историю трагической и романтической любви сановного графа Николая Шереметьева и крепостной актрисы Прасковьи Ковалевой (Жемчуговой)? В высшем свете негодовали, когда Николай Петрович, один из богатейших людей России повел под венец певичку собственного театра. Не прошло еще и десяти лет, как «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина ошарашила дворянское сословие откровением, что «крестьянки любить умеют», а тут графиней становилась бывшая холопка.

Владимир Зунузин. Картины из серии «Люди одного села. Возвращение»

Владимир Федорович Зунузин родился в 1950 году в г. Жуковском Московской области. В 1971 году окончил Пензенское художественное училище. С 1976 года живет и работает в Ульяновске. Член Союза художников РФ с 1984 года. С 1977 года участник областных, зональных, республиканских, всесоюзных, международных выставок. Произведения находятся в собрании Ульяновского областного художественного музея, Министерства культуры РФ, частных коллекциях и галереях России (Москва, Ульяновск), Италии, Германии, США. 6 сентября 2016 года В.Ф. Зунузину присвоено звание почетного Академика Российской Академии художеств.

Елена Холодилина. Художник пластовской плеяды

В январе 2018 года не стало Елены Николаевны Холодилиной. Жена Николая Аркадьевича Пластова, невестка, мать, бабушка – таковы были ее роли в семье художников, такой её знали в селе Прислониха, где она жила долгие годы и там же ушла из жизни. Но она сама была наделена недюжинным талантом живописца. Ярким свидетельством одаренности Елены Николаевны стала последняя прижизненная выставка, посвященная 85-летию художницы. Она открылась в Музее А.А. Пластова в ноябре 2017 года и проработала до конца февраля 2018-го.

Лично ответственен

Российская система образования последние двадцать лет подверглась радикальным преобразованиям. Изменения продиктованы множеством факторов, в том числе трансформацией государственного и социального устройства нашей страны. Развитие информационных технологий c дигитализацией и визуализацией коммуникации и информации меняет содержание и формы современного образования. Неизбежные модернизационные процессы зачастую запускаются неумело и формально без усвоения традиций российского и советского просвещения.

Книжный ополченец

В мае 1924 года Ульяновск был впервые назван библиотечной столицей. Сюда съехались делегаты из Ярославля, Костромы, Иваново-Вознесенска, Нижнего Новгорода, Казани, Саратова, Самары, Сызрани, Карсуна. Местное библиотечное объединение на этом форуме представлял Николай Николаевич Столов, основатель Дворца книги. А в 1941 году с томиком Пушкина он ушёл в ополчение и погиб.

11 Декабря 2018

Декабрьский номер журнала “Мономах”

Вышел шестой номер журнала "Мономах"!

Пропавшие могилы забытых солдат

О Симбирском воинском мемориале Первой мировой войны
11 ноября 2018 года исполнится 100 лет окончанию Первой мировой войны. Россия выведена из войны несколькими месяцами ранее, в начале марта 1918 года, советским правительством, и на крайне тяжелых условиях. Результат не был закономерным. Вступив в войну в 1914 году для защиты Сербии, преодолев испытания поражений, Россия смогла ответить мощными ударами по своим врагам, и когда общее положение неприятельского блока было безвыходным, вооруженные силы России были дезорганизованы революционными событиями в стране. Гигантские усилия, предпринятые на фронтах, в итоге обнулились бесславным выходом из войны, а подвиги миллионов солдат преданы забвению.

Этот город самый лучший

В этом году мы празднуем 370-летие основания Симбирска. «Мономах» рекомендует посетить выставки, посвященные этой памятной дате.

Три портрета Василия Худякова

Крепостной мастер живописи Василий Григорьевич Худяков принадлежал симбирским дворянам Поливановым. После окончания Московского училища ваяния и живописи он получил вольную и поступил в Петербургскую академию художеств, а позже продолжил свое образование в Италии. В 2006 году исполнится 150 лет, как картину Худякова "Стычка с финскими контрабандистами" приобрел Третьяков, - это было началом коллекции картин симбирского живописца в Третьяковской галерее. С тех пор имя автора вошло в историю русского искусства.

Да здравствует Киндеград!

Разыскания эти были начаты ещё в 90-х годах прошлого века. Вместе с моими учениками-практикантами, студентами филологического факультета педуниверситета я сделал первые пробные записи жаргонных слов и выражений, прочно обосновавшихся в разговорной речи жителей Ульяновска, в основном молодежи. Этот лексикон используется для обозначения линейных и нелинейных городских объектов - улиц, бульваров, площадей, скверов, урочищ, тех или иных зданий и т.п. - всё это можно назвать языковой средой обитания или речевым обиходом.

Страницы судеб уносит ветер…

130 лет назад, в 1874 году, в Симбирске официально открылось Новое городское кладбище. Когда-то расположенное за чертой города, теперь оно оказалось в центре значительно разросшегося Ульяновска. Без малого сотню лет хоронили здесь горожан, без различия званий, материального благосостояния и сословий. И сегодня старый некрополь связывает воедино разные эпохи жизни Симбирска-Ульяновска и будоражит людскую память. Но чтобы восстановить наиболее яркие страницы прошлого, необходимо обратиться к документам, и в этом нам помогают сотрудники Государственного архива Ульяновской области. Архивисты Иван Сивопляс и Антон Шабалкин приглашают ульяновцев побродить вместе с ними по старому городскому кладбищу и перелистать любопытные страницы жизни людей, нашедших здесь свой последний приют, поразмышлять над порой неожиданными поворотами их судеб.

Автор солнечных мелодий

Как-то весной 1985 года, вернувшись с работы, я слушал вечернюю передачу радиостанции "Юность" и был восхищен изящной легкостью исполняемой оркестровой пьесы. По ее окончанию ведущий сообщил, что автором этой "лучистой" музыки является Александр Варламов, и родился он 19 июня 1904 года - в Симбирске.

Незабываемые встречи

Сотням тысяч наших сограждан, интересующимся происхождением своих имен и фамилий, хорошо известны многочисленные публикации выдающегося отечественного ученого- этнографа, географа, лингвиста, литературоведа Владимира Андреевича Никонова.

Свеча на ветру

Впервые пишу о Мастере, ушедшем от нас так рано, о художнике, знакома с которым была едва... В молодые годы, в поисках ответа на многие вопросы, мы, молодые музейщики, искали в произведениях А.И. Дягилева и Е.П. Родина то откровение, тот свет, который несли они. В выставочных залах вокруг их картин, вокруг самих художников всегда было тесно. Оба художника (каждый по-своему) были неформальными лидерами. Жалею ли о том, что робость помешала познакомиться ближе с Родиным? И да, и нет. Да - потому что многое постигала с опозданием, что-то пропустила безвозвратно. А нет - потому что личное отношение могло бы помешать воспринимать творчество художника как полнокровное явление в искусстве.

Окрыленный вдохновеньем

Не очень-то простая задача - писать о Льве Николаевиче Нецветаеве. Художник, поэт, мемуарист, архитектор, педагог, искусствовед... И везде ярок, везде - личность, везде оставил след, не нуждающийся в дополнительном увеличении. Многие здания, построенные по его проектам, стали символами города - например, Дом техники (созданный в соавторстве с С. Титовым и В. Некрасовым). А картины? Его акварельный Пушкин принадлежит Государственному музею им. А.С. Пушкина в Москве. Выполненные художником портреты симбирских поэтов часто украшают юбилейные литературные праздники. Живопись Нецветаева является предметом пристального внимания и восхищения посетителей областных художественных выставок. Графика оживляет страницы городских изданий: газет, книг, журнала "Мономах".

“Увяла роза, дитя зари…”

Дворяне Бестужевы имели свои земли в нашем крае еще со времен основания Симбирска. Александр Бестужев (1797-1837) - соратник Рылеева и соиздатель "Полярной звезды", друг Пушкина и Грибоедова, писатель, штабс-капитан и активный участник Декабрьского восстания - вместе с тремя своими братьями был сослан в Сибирь, а оттуда в 1829 году переправлен простым солдатом в действующую армию на Кавказ. Именно повести и очерки на кавказские темы прославили имя Бестужева.

Наследница симбирского рода

Дом Пустынникова (по прозвищу хозяина - Ивана Семеновича Мясникова) некогда был единственным кирпичным сооружением во всем Симбирске и стоял там, где сейчас находится основной корпус Суворовского училища. Посетившая город летом 1767 года Екатерина II остановилась в этом - единственно приличном - особняке, где к тому времени поспели на выданье четыре дочери. По семейному преданию, государыня сама сосватала богатых невест за своих придворных - Пашкова, Бекетова, Дурасова и Козицкого. Так пошел множиться род Мясниковых-Твердышевых, обрастая фамилиями, прославившими Россию.

Достопримечательные Евангелия симбирских храмов

После Октябрьского переворота 1917 года в Симбирске, как и по всей стране, священные и церковные книги стали уничтожать не сразу.Из всех пока ещё только закрытых или уже уничтоженных церквей их свозили и складировали в Троицком кафедральном соборе, который должен был неопределённое время служить архивохранилищем. Но в мае 1933 годав заброшенном, а потому никем не охраняемом храме произошёлужасный пожар, которым были уничтожены невосполнимые сокровища.
Сегодня нам остаётся только с горечью сожалеть о безвозвратно утерянном, но при этом внимательно и кропотливо изучать оставшееся. К счастью около двух десятков Евангелий XVI-XIX веков, большей частью московской печати, бережно хранятся в коллекции изданий кирилловской печати Отдела редких книг и рукописей ОГБУК «Дворец книги – Ульяновская областная научная библиотека имени В. И. Ленина». Каждая из этих книг несёт на себе следы отнюдь непростых времён, каждая имеет уникальную судьбу, которую нам ещё только предстоит проследить и расшифровать. Попробуем это сделать вместе.

Пластовский платок

На картинах Аркадия Александровича Пластова можно увидеть изображения разнообразных произведений русского народного искусства. Это и понятно – автор был певцом крестьянского быта, любил его и всячески воспевал. Он писал стихию народной жизни, а она, по словам В. Белова, «необъятна и ни с чем несоизмерима». Его полотна отличаются стремлением к безыскусности и простоте, адекватными бытию простого народа, окружавшего его в родной Прислонихе. Жизнь деревни, труд и быт ее жителей, их горе и радости на протяжении многих лет составляли содержание творчества великого советского живописца. В его картинах все «о ладе, а не о разладе крестьянской жизни» (В. Белов).

15 Декабря 2018

Октябрьский номер журнала “Мономах”

Вышел пятый номер журнала "Мономах"!

Осень – время созерцания неповторимо красивой природы и прогулок по разноцветным коврикам из листьев, уютных домашних вечеров и чтения новых книг, философских размышлений, теплых пледов и горячего чая. Перемены касаются всего: деревья надевают свои яркие наряды, а птицы, которые не улетели в теплые края, готовятся к зиме.

Дети

В ряду известных работ собрания Ульяновского областного художественного музея особого внимания достойна картина «Дети» (1950), которая за годы бытования в экспозиции сменила не одно название: «Радость колхозной жизни», «В летние лагеря», «Дети на прогулке». По количеству детских персонажей ее превосходит только раннее полотно Пластова «Колхозный праздник».

Пастырь добрый

На городском кладбище Ульяновска, недалеко от церкви Воскресения Христова, есть могила. Внутри белой металлической ограды стоит внушительных размеров лакированный крест, на котором прибита железная табличка с эпитафией и надписью: "Архиепископ Иоанн". Могила эта замечательна тем, что после церковной службы сюда часто заходят люди, молятся, поют "Со святыми упокой". Хотя архипастырь умер еще в 1968 году, народу на могиле становится год от году все больше. Из уст в уста передают люди память о необычном архиепископе, вся жизнь которого без остатка была посвящена Богу и Церкви.

Симбирский губернатор А.П. Гевлич

Глядя на портрет Авксентия Павловича Гевлича, невольно вспоминаешь пушкинские строки:
Быть можно дельным человеком
И думать о красе ногтей:
К чему бесплодно спорить с веком?
Обычай деспот средь людей.

“Треугольники нашего дома”

Солдатские письма... Письма с войны, с фронта. Почти в каждом доме хранятся пожелтевшие конверты и треугольники писем с фронтов Великой Отечественной. Относятся к ним трепетно, как к самому дорогому сокровищу. Время не властно над нами. Они не теряют ценности. Особенно письма тех, кто не вернулся с поля боя, кто сложил голову в бою с врагом.

Несостоявшийся музей

"Лошадь столетия", "Король рысаков", "Чудо-конь " - такие и им подобные заголовки замелькали в начале XX века на страницах российских газет. Пресса с удивлением и восторгом писала о феноменальных достижениях орловского рысака Крепыша, установившего и улучшившего 13 рекордов, выигравшего за свою беговую карьеру с 1907 по 1913 год 55 призов и принесшего своим владельцам астрономическую по тем временам сумму - около 300 тысяч призовых рублей. А в Ульяновске даже был создан музей знаменитого орловского рысака.

“Симбирская фотография”

Вы давно не верите в сказки и считаете, что машины времени не существует? И все же вам хочется увидеть своими глазами диковинные вещи, окунуться в атмосферу быта прошлого века, примерить элегантные костюмы в стиле модерн? Не отчаивайтесь! В увлекательное путешествие в прошлое вас приглашает музей "Симбирская фотография". Осматривая его экспозицию, вы словно переноситесь в патриархальный мир улиц родного Симбирска начала века. Присмотритесь к старинным фотоснимкам. Перед вами не застывшие кадры, а живая история города в сценах и лицах. Дощатые тротуары, изящные фонари, деревья, шелестящие листвой на ветру. А на пepеднем плане - горожане, такие же, как мы с вами - гимназисты, мещане, семейные пары, барышни...

Поэзия городского быта

Проходя мимо небольшого, почти игрушечного домика по улице Льва Толстого, 63, многие и не подозревают, что за его стенами скрывается просторное, уютное помещение с великолепной акустикой и завораживающим полумраком. Вот уже три года выставочный зал историко-мемориального заповедника "Родина В.И. Ленина", расположенный в этом здании, радует своих посетителей уникальными вещицами из частных коллекций симбирян и работами местных мастеров-умельцев. Уже названия выставок привлекают внимание детей и взрослых: здесь и "Зимняя сказка", и "Дамское счастье" для симбирских модниц, и вся "Россия в храмах и цветах". За время существования зала выставочная программа была богата и разнообразна: лекции, занятия кружков, выступления самодеятельных коллективов, костюмированные вечера...

Дом хорошей погоды

У музея "Симбирская метеорологическая станция" непростая история. Он создавался долгим кропотливым трудом, при больших сомнениях, станет ли привлекательным для горожан. Но, родившись, музей зажил полнокровной жизнью, очень быстро обрел в Ульяновске огромную популярность, оброс союзниками, постоянными гостями и помощниками-исследователями. Теперь его знают буквально все жители города и области. Здесь проходят свои ток-шоу, конкурсы, викторины, уроки по метеорологии, экологические чтения, праздники, космические путешествия и звездные дни рождения. У истоков создания музея стоял большой энтузиаст, преданный своему любимому делу человек - Рауля Халимуловна Салахова. Сегодня ее начинание успешно продолжает новая заведующая музеем - Ирина Михайловна Михайлова, которая, сохранив потенциал музея, привлекла к работе целые семьи - постоянно действующий актив. Но предоставим право рассказать о музее его создательнице - Рауле Салаховой.

Окно в большой мир

Ирину Федоровну Макееву связывают с музеем "Симбирская классическая гимназия" 30 лет жизни. Будучи еще ученицей пятого класса Ульяновской школы № 1, она войта в Совет школьного музея, да так и не смогла с ним расстаться...

Пограничный город

"На запад от Ульяновска идет Московское шоссе или, как ранее говорили. - Московский тракт. В октябре 1774 года по этому тракту пленным конвоем везли на казнь Е.И. Пугачева. Осенью 1812 года по этой дороге шли колонны Симбирского ополчения на войну с Наполеоном, а 21 год спустя, осенью 1833 года здесь трижды проехал А.С. Пушкин. Многое повидал этот тракт за свою историю. Сразу же от Баратаевки вдоль шоссе справа идет земляной вал и ров. Иногда прерываясь, затем опять возникая, он тянется Почти до села Тетюшского. Немного не доходя до этого села, земляной вал пересекает шоссе и далее на запад идет слева от него, постепенно удаляясь. Он идет в направлении Тагая по правому берегу реки Сельдь, а затем за Уржумском - по правому берегу речки Тагайки. Это земляной вал Симбирской засечной черты, являвшейся продолжением Белгородской засечной черты, шедшей через Тамбов и Саранск до реки Суры".
А.Н. Блохинцев. Август 1977 года.

Столярная мастерская

Что размещаюсь в просторном флигеле усадьбы Черновых - для краеведов осталось загадкой. Однако не исключено, что это была именно мастерская - довольно часто хозяева городских усадеб отдавали в аренду различным ремесленникам, среди которых едва ли не самыми многочисленными были столяры. В воссозданной столярной мастерской могли бы работать мастер с подмастерьями и учениками.

Мелочная лавка

Ленина, 76... Здесь, наискосок от пожарной части, расположился историко-этнографический комплекс "Торговля и ремёсла Симбирска конца XIX-начала XX веков". Открывшийся осенью 2002 года, он включает в себя два музея - "Мелочную лавку", находящуюся в миниатюрном особнячке мещан Черновых, тоже в своё время занимавшихся мелочной торговлей, и обустроенную во флигеле "Столярную мастерскую" с примыкающей к ней реставрационной мастерской. В этих уютных, полных патриархального очарования музеях вы не найдёте раритетов. Вещи, представленные в них, стали уникальными лишь с течением времени, а тогда они составляли основу повседневной жизни. Поэтому, отслужив свой срок, они безжалостно выбрасывались - кому, скажите, придёт в голову хранить изодранный рогожный куль, ржавые ножнички, сломанный стул или тяжёлый углевой утюг, когда давным-давно в ходу электрические приборы? Именно по этой причине сотрудникам музея так непросто было собирать экспонаты. "Раритеты найти проще", - утверждают специалисты.

Дом на Московской

"Нe торопись... Погоди спешить", - уговорит однажды внутренний голос. Сделавшись ему послушной, замедлю бег и соглашусь: есть у жизни ДРУГОЕ дыхание. Оно не терпит скорости, и суету называет пороком, потому что суета меняет остановиться и никогда не спросит, для чего живешь, чему радуешься, от чего плачешь. В следующий раз, когда эти вопросы снова остановят на полном бегу, знаю, по какому адресу приду... Отворю старинную калитку, поднимусь по ступенькам крашеного крылечка, чуть трону дверь и услышу колокольчик: "Заходи, заходи, жду тебя...".

Родина двух революций

Симбирск... самый обычный среднероссийский город второй половины XIX века с тридцатитысячным населением, центр губернии. В романе "Обрыв " И.А. Гончаров описывал его так: "куча разнохарактерных домов, домиков, лачужек, сбившихся в кучу или разбросанных по высотам и по ямам, ползущих по окраинам оврага, спустившихся на дно его, домиков с балконами, с маркизами, с бельведерами, с пристройками, с венецианскими окошками или едва заметными щелями вместо окон, с голубями, скворечниками, с пустыми, заросшими травой, дворами. Искривленные, бесконечные, идущие между плетнями, переулки, пустые, без домов, улицы, с громкими надписями: "Московская улица", "Астраханская улица", "Саратовская улица", базары, где навалены груды лык, соленой и сушеной рыбы, кадки дегтю и калачи... ". Сегодня этот город ушел в прошлое. Но он жив в заповеднике, окунувшись в концентрированное историческое пространство которого, начинаешь лучше понимать духовный мир эпохи, которая привела к великим переменам на российской земле.

“Город – это большая и умная книга…”

"Архитектура - та же летопись. Она говорит тогда, когда уже молчат песни и предания..." Н.В. Гоголь Самые интересные города - города с историей. Время кристаллизуется в них, и разнородные кристаллы зданий придают городам неповторимость и очарование. Ульяновск - один из них. Эпохи и стили причудливо перемешались в нем: кокетливый ампир соседствует с практичным конструктивизмом, летящая готика - с "имперским" стилем сталинской эпохи, капризный модерн - со строгим неоклассицизмом. Появились даже здания-химеры вроде облгосархива или Дома офицеров, где одна часть моложе другой на десятилетия... Широта и размах современных микрорайонов ничей не напоминают патриархального уюта центральных улочек, старые деревянные кварталы постепенно отступают под натиском частной застройки. И все же город един в своем бесконечном многообразии.

Это вам не какая-нибудь Шатальная!

Одна из старейших улиц города - улица Ленина, ведет свою историю едва ли не с основания Симбирска. Все началось с Вознесенской башни симбирского кремля. Близ башни вдоль дороги вскоре появились дома, а за тем из них вырос целый порядок. В документах симбирском стольника и оберкаменданта в скором времени появилось наименование улицы Большая Свияжская. Она шла вниз от Свияжских ворот кремля, которые были расположены в районе нынешней улицы Гончарова. Название ей было дано по имени сторожевой казачьей слободы, основанной в 1649 году близ реки Свияга. С ней в скором времени слипся посад. В 1697 году Большая Свияжская получила права гражданства и упоминалась в качестве одной из важнейших городских улиц. Старее ее были только лишь Панская, Чебоксарская, Казанская. Со временем улицу, ведущую от кремля на запад к столице, переименовали в Московскую. В конце XIX века на ней числилось 833 домовладения.

Пятиглавый красавец

“Величественный пятиглавый Троицкий храм в селе Пятино выделяется среди церквей Симбирской епархии не только своими грандиозными размерами и необычайной выразительностью архитектуры фасадов, но и по-настоящему художественной отделкой всех внутренних помещений, особенно главного алтаря с его великолепной колоннадой и золоченой решетчатой сенью по всему алтарному своду…” (Из рукописи конца XIX столетия)

“Да золотую лиру вновь услышит свет!”

Симбирская земля богата талантами. Она дала России много выдающихся имен, в созвездии которых немеркнущей звездой блистает имя Дмитрия Ознобишина. Необычайно лиричная, тонкая, затрагивающая самые нежные струны души, его поэзия восхищала и очаровывала читателей. Не случайно Н.М. Языков в поэтическом послании к Ознобишину восклицал: “Да золотую Лиру вновь увидит свет!” Но имя Д.П. Ознобишина дорого нам еще и потому, что это был страстный патриот родного края, меценат, крупный общественный деятель.

С именем великого историографа

В Симбирске-Ульяновске есть немало памятных мест, связанных с именем великого историографа, подвижника Русского Духа Николая Михайловича Карамзина. Экскурсию по памятным местам предлагает читателям юный краевед – Анна Коннова, ученица 10Б класса гуманитарного лицея.

Симбирск глазами поэта

Полтора века отделяют нас от того времени, когда Дмитрий Петрович Ознобишин проживал в Симбирске, бродил по его улицам и площадям, восторгался его красотой, принимал деятельное участие в общественной жизни города, рассказывал о ней в своих произведениях. Попробуем посмотреть на Ульяновск глазами современников поэта и последуем за Дмитрием Петровичем туда, где он не раз бывал по делам и на досуге.

Семейная библиотека Ознобишиных

Рождение “моды” на чтение и на книгу связано с петровскими реформами в области книгопечатания и книжного дела. Во второй половине XVIII века стали появляться парадные библиотеки. Чтение рассматривалось зачастую как средство придания блеска уму, как “нервный моцион”. Для многих просвещенных людей собирание книг стало любимым времяпрепровождением, способом раскрытия своей личности. Для крупных библиотек строились отдельные здания, отводились специальные комнаты, но чаще всего книги помещались в кабинете хозяина. Каждая библиотека несла отпечаток личности владельца, имела свою неповторимую историю, которая тесно переплеталась с судьбой России.

Некоторые черты из жизни Д.В. Давыдова

Автобиография Давыдова, написанная от третьего лица, дважды была опубликована при жизни поэта анонимно. Сам Денис Васильевич объявил ее автором генерала О.Д. Ольшевского, вместе с которым служил. Однако, судя по слогу и манере, биография принадлежит перу самого поэта-партизана.

Репьевская усадьба Бестужевых

Бестужевы - старинный дворянский род, один из самых известных в России. В Симбирском крае они появились в XVII столетии, когда наибольшей известностью пользовались воеводы Бестужевы-Рюмины (позднее - графы). В XVIII и первой половине XIX веков многочисленные «симбирские» Бестужевы (несколько «кланов» этого весьма разветвленного рода) богатые помещики, владельцы многих селений, суконных фабрик, винокуренных и конных заводов, несколько тысяч душ крепостных. Они же - чиновники высших рангов, общественные деятели, меценаты и т.д.

И этот край очарованья

Мы едем в забытый Богом край, где, кажется, кончается Россия, и нет пути далее... Пурга заметает дорогу, горизонт перекрыт плотной стеной смурного тумана. Медленно движемся по берендееву лесу, меж старых сосен, опустивших игольчатые лапы под тяжестью густого, ватною инея... Уставшая вьюга вдруг затихает и снисходительно открывает взору новую картину: величавый простор спящей степи, заснеженные холмы и небольшие горы с дружно обнявшимися перелесками. Любимые охотничьи места Дениса Давыдова! Все материальное, созданное человеком, подвержено праху, а божественное творение остается неизменным. Мы созерцаем то, что некогда видел Денис Давыдов, что вдохновляло поэта почти 200 лет назад...

Последний приют

Герой первой Отечественной войны, больше всего ненавидевший интриги и сплетни, был обойден в чинах и наградах, в 1831 году вышел в полную отставку и переехал на постоянное место жительства в степное имение Верхняя Маза. В своей автобиографии поэт так охарактеризовал этот период жизни: «Опять в степях своих, опять гражданин, семьянин, пахарь, ловчий, стихотворец, поклонник красоты во всех ее проявлениях...». Чем же Денис Васильевич занимался в "степях своих"? Чем привлекала Верхняя Маза поэта-партизана?

21 Декабря 2010

Первопроходцы ледниковой эпохи

Волжские берега только на первый взгляд кажутся зелёными из-за покрывающей их сплошной растительности. Но в утренние и вечерние часы под косыми лучами солнца они окрашиваются в ярко красный цвет, превращающий светлую речную гладь в величественную римскую тогу с пурпурным подбоем. Мало кто знает, что всё это природное великолепие – результат деятельности ледника, занимавшего в периоды глобальных оледенений северную часть нашей страны. В это время берега Средней Волги покрывали безбрежные тундро-степи, на которых паслись бесчисленные представители ледниковой фауны: мамонты, шерстистые носороги, большерогие олени, бизоны, овцебыки, первобытные лошади.

21 Декабря 2010

Засуха сгубила все надежды

Случаи массового голода в России возникали не раз. Но голод, случившийся в 1921 году в Поволжье, один из наиболее тяжёлых в обозримое историческое время, обернулся гибелью нескольких миллионов человек. В чём причины этого явления? Можно ли свести их только к погодным факторам мая и июня 1921 года, когда не выпало ни капли осадков на территории Среднего и Нижнего Поволжья? Можно ли было предотвратить катастрофу? Владимир Гуркин изучил симбирскую прессу того времени и обнаружил, что многие учёные предвидели надвигающуюся беду.

21 Декабря 2010

С правдой неприкрытой

Николай Ефимович Чичин родился 28 мая 1925 года в селе Баевка Николаевского района. В 1942–1943 годах был курсантом 230-й снайперской школы близ Инзы. С 20 октября до середины декабря 1943 года – снайпер 111-й стрелковой дивизии. Первое ранение. С 17 января по октябрь 1944 года – командир отделения 80-й Гвардейской стрелковой дивизии II-го Украинского фронта. Второе ранение. С ноября 1944-го по май 1945-го в составе 317-й стрелковой дивизии. В апреле 1945-го получил третье ранение. Всегда поражала в этом человеке необычайная житейская сметливость. Всё, что он делал, как-то очень добротно выходило. «Правский мужик» – так бы сказали о нём односельчане. Он учил ребят Новоульяновской средней школы № 1 вождению. Ребята уважительно и к машине, и к инструктору относились. Николай Ефимович умел каждого заинтересовать, поэтому руководство школы № 3 очень обрадовалось, когда он согласился преподавать ученикам теорию автодела. Ещё удивляло умение Николая Ефимовича самую суть человека определять. Фальшь он чувствовал сразу. И не перед каждым сам открывался, но если кому поверит, всю душу до донышка распахнёт. Война в его рассказах всегда другая. С правдой неприкрытой.

21 Декабря 2010

Куркули кремёновские

Я родился в Новоульяновске и рос вместе с ним. Здесь нет суеты и шума большого города. Всё рядом, всё близко. Я люблю свой город, его людей, простых тружеников с их размеренной жизнью. В 1978 году в состав тогда ещё рабочего посёлка вошло село Кремёнки, и Новоульяновск стал городом. Мой рассказ об истории этого старинного русского села.

21 Декабря 2010

Баян был популярным

В «Мономахе» № 4 за 2008 год была опубликована статья: «Откройте души перед музыкой». Её автор Нина Васильева рассказала о фронтовике Дмитрии Матвеевиче Антонове, руководителе первого оркестра русских народных инструментов в Чердаклах. На одном дыхании прочла материал и осознала, что я, оказывается, имею непосредственное отношение к продолжению тех событий, а именно – к зарождению в районном посёлке Чердаклы Ульяновской области начальной ступени профессионального музыкального обучения, инициатором которого являлся Антонов. Статья завершалась словами: «Дмитрий Матвеевич продолжал рьяно ходатайствовать об открытии музыкальной школы в Чердаклах. Он был уже тяжело болен, когда прибежали его ученики с радостными возгласами: «Дмитрий Матвеевич! Разрешили! Будет у нас школа!» Троим преподавателям, в том числе и мне, была оказана честь открывать в р.п. Чердаклы в 1965 году долгожданную детскую музыкальную школу. Тогда, после окончания Ульяновского музыкального училища, я прибыла к месту работы и услышала много тёплых слов в адрес Дмитрия Матвеевича Антонова, а также уважительные отзывы о его оркестре.

21 Декабря 2010

Экскурсия для Лигачева

Через несколько дней после моего выхода на пенсию с должности директора краеведческого музея секретарь обкома партии В.Н. Сверкалов вызвал меня к себе и сказал: «Освободилось место заведующего Ленинской картинной галереей (филиал Художественного музея). Мы можем тебя туда рекомендовать».

01 Декабря 2018

Судьба забросила меня в Карлинское

Биография Константина Алексеевича Селиванова не была отмечена яркими событиями. Он с детских лет рос, работал и почти до последних дней жизни прожил в одном селе, не считая небольшого временного отрезка. Учительствовал и директорствовал в одной и той же школе – Карлинской. Однако это не помешало ему стать известным педагогом, общественным деятелем, журналистом, краеведом, чья слава звенела не только в области, но и в Самаре, центре Средневолжского края конца 1930-х.

01 Декабря 2018

Мне снятся школьные сны

Смотрю на мир через призму школьных очков. Говорю только о школе, часто делаю замечания детям на улице и постоянно включаю «учительский тон». Мне снятся школьные сны. Постоянно тянет туда, где живут Детство и Юность. Неимоверная усталость, физическое и моральное напряжение.

10 Декабря 2018

Икона Богдана Хитрово – утраченное сокровище?

Нерукотворенный образ Господень – икона, изображающая полотенце (убрус), на котором, по преданию, отпечатался лик Спасителя после того, как он приложил его к лицу. Нерукотворенный образ считается точным изображением Иисуса Христа.

16 Декабря 2017

Симбирские купцы Абушаевы

«Мы хотим подчеркнуть ту созидательную силу, которая несёт в себе предпринимательство. Наш регион полон замечательных историй успешного бизнеса», – отметил губернатор Сергей Морозов, объявивший 2017 год в Ульяновской области Годом предпринимательства.
История купеческих династий Симбирского края – это история о том, как выходцы из крестьян не только сами превращались в успешных торговых и финансовых деятелей, но и за одно-два поколения сумели построить промышленность и торгово-промышленную систему в Симбирской губернии и Российском государстве.

Свежий выпуск
2019 июнь №3