Арское. Блаженной Ксении удача

Вернуться к статьям

Проезжая мимо Арского, невольно заглядишься на чудо-храм – белую лебедь, приподнявшую крылья, чтобы взмахнуть ими и воспарить над землей – к небу, к самому Творцу. Любуясь храмом, ты готов отречься от повседневной суеты и обратиться к Богу. Трехперстие кисти тянется ко лбу, и на устах оживает молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». Рассеянный ум уступает место сердцу, сердце открывает створки души, и ты вдруг видишь неприглядное свое нутро – гнилое, немощное, неумытое. Внешне ты молод, здоров и красив. До встречи с чудом никогда не утруждал себя заглянуть в глубь собственной души, но наконец-таки заглянул и ужаснулся!.. Остановись, забудь о мнимых ценностях, сверни с дороги, к храмам Арского.

Весной 2003 года, будто бы из-под снега, рядом со старым храмом Богоявления неожиданно вырос необычайной красоты храм Блаженной Ксении Петербургской. Не чудо ли?

Нас, суетных мирян, всегда волнуют приземленные вопросы: как удалось за год развернуть широкое строительство комплекса, включая реставрацию старого Богоявленского храма, и так быстро воздвигнуть новый? откуда средства, кому принадлежит проект? Повременим с поиском ответов – они найдутся сами, стоит прийти на богослужение да поближе познакомиться с “хозяйством” отца Алексея.

Впервые я попала в храм Блаженной Ксении Петербургской 17 апреля 2005 года, на двухлетие со дня его освещения. Нарядная, чистенькая, пахнущая свежей древесиной, церковь сразу же привела сердце в восторг. Оно не часто откликается на новизну, но здесь, у Ксении, явилось ощущение намоленности стен. Откуда, почему? Неужто от присутствия нескольких старинных икон? Некоторые я видела впервые. Отец Алексей, раскрывая историю Арского, открыл много тайн, связанных с судьбой икон Богоявленского храма и его священнослужителей. (Об этом можно будет прочесть в журнале, который издается при храме и называется “Арское”).

Апрель выдался холодный, весна явно не торопилась явить свое естество, но природа уже ликовала, напитанная надеждами на тепло и обновление, и щедро делилась верой. Вера же не отпускала из Арского, настойчиво звала назад. Зов этот поселился в душе.

И вот новая встреча, очень необычная. На Пасхальной неделе для ребятишек Майнского детского дома и инвалидов-колясочников силами учащихся Ульяновской школы искусств №5 в Арском был дан концерт духовной музыки и песнопений. Вокальная группа хора под управлением Натальи Матвеевой исполнила несколько песен недавно почившего старца Николая Гурьянова, а также старинную “Ночную богомолицу” и “Легенду” Чайковского. Большинство больших и маленьких слушателей не только не знакомы были ранее с духовной музыкой, но и вообще оказались в храме впервые. Час назад, во дворе, на их лицах можно было наблюдать лишь веселое любопытство – теперь же глаза детей светились особым благодатным огнем. Особенно тронула сердца слушателей песня старца Николая “Покаянная молитва” в исполнении народного детского ансамбля “Наигрыш” под управлением Николая Кондрашина. А лауреаты областных конкурсов юных вокалистов Иван Шонин и Сергей Калачев исполнили песню Николая Гурьянова “Прошел мой век”.

Удивительно, что очистительные слезы, как после настоящего моления, утирали и стар и млад. Было радостно за детей: пусть нарушены некоторые церковные каноны (храм не предназначен для подобных мероприятий – со временем для этих целей будет построено специальное помещение), но Бог явно достучался до детских сердец. А ведь душа, внутренне соединившаяся с Творцом, освобождается от злобы, уныния, зависти, гордыни.
И вот уже простосердечные дети просятся на колокольню старой Богоявленской церкви, целуют ее стены, восхищаются древними фресками и крестятся, крестятся…

В этом самом древнем из всех сохранившихся в Ульяновской области храме прикасаешься к вечности, приобщаешься к чуду. Богоявленская церковь – ровесница Симбирска. Она была построена на оборонительном укреплении, которое шло через Арское. Это ценнейший культурный памятник, редкий образец храмовой архитектуры. Устройство алтаря характерно для церковных построек XIV-XVI веков, позже мастеров такого уровня сыскать уже было трудно.

Реставрационные работы в храме ведутся уже три года: древние фрески требуют осторожности, большого профессионализма и, конечно же, немалых средств. Удивляет и обнадеживает тот факт, что храм, как только были поставлены леса, на глазах строителей буквально начал “оживать”: кованый крест, согнутый еще в 1950-х годах при попытке снести колокольню, стал самостоятельно выпрямляться, а почерневшие фрески вдруг начали “проявляться”, явив отчетливые картины евангельских сцен.

Начиная реставрацию ценнейшего памятника, отец Алексей понимал, что работа растянется на несколько лет, а для святого дела необходим приход. Нужна соборность людей, единомышленников. Так родилась идея строительства нового храма.

Глядя на отца Алексея Кормишина, не скажешь, что этот скромный, мягкий человек с нежной душой способен свернуть горы. Он не суетится, ни на кого не наседает, не настаивает на помощи – молится, служит, работает. А люди тянутся в Арское.

Вот и бывшие коллеги-архитекторы нагрянули весной да не с пустыми руками – с саженцами деревьев, каждый по саженцу – 50 деревьев – потянутся к небу с верой в претворение высокой мечты. Завотделом прикладного искусства областного художественного музея Галина Михайловна Савинова специально вырастила на своем участке рассаду цветов – большое разнообразие видов – для клумб Арского. Не один раз выделяла средства на строительство комплекса группа компаний “Дворцовый ряд”, даже татарское население не осталось в стороне от строительства – тоже неоднократно оказывало помощь. А кирпич для храма Блаженной Ксении поставляла Елена Васильевна Панкратова, создавшая небольшой завод по производству красного керамического кирпича. Каждая смена рабочих оставляла для Арского партию кирпичей, указывая на них дату, смену, фамилии. “Когда освещали храм, он еще не был оштукатурен с внешней стороны, и на стенах его прочитывались имена и даты моих рабочих. Я стояла и плакала от счастья, не верилось, что наша мечта осуществилась”, – рассказывает Елена Васильевна.
Видно, самому Богу угодно, чтобы все задуманное свершилось. Не самолюбие двигало священником, а искренняя вера, которая зажгла сердца окружающих. И нельзя умолчать о таланте архитектора. Да, не просто профессионализм, а редкий талант, как распустившийся цветок, в который вдохнули божественное дыхание, воплотился в белокрылый храм на холме, омываемом святыми родниками.

Ольга Шейпак

Опубликовано в журнале “Мономах” № 3 (42) – 2005

Свежий выпуск
2019 июнь №3