«АРТЕЛЬ» – коллектив единомышленников!

Вернуться к статьям

Анатолий Анатольевич Крючков родился 8 февраля 1958 года в Ульяновске. После окончания Саратовского театрального училища им. И.А. Слонова, работал в Саратовском областном академическом театре, затем несколько лет – в городе Грозном. Один сезон прослужил в Ульяновском драматическом театре.

«О, ступайте, ступайте в театр, живите и умрите в нём, если можете…»

В.Г. Белинский

«Мне немного не повезло. Я попал в безвременье, в безрежиссерье. Тогда как раз из театра ушел главреж Юрий Галин. Затем личная жизнь у меня сложилась так, что, положив на чаши весов профессиональную карьеру и семейную жизнь, я выбрал последнее. Но спустя какое-то время начал делать отчаянные попытки собрать свой коллектив, и я думаю, что мне это удалось», – вспоминает Анатолий Крючков.

«Анданте» (Л. Петрушевская). Репетиция. 1987

«Час зачатья я помню неточно…»

А.К.: Последние примерно лет 20 стало модно ругать времена Михаила Горбачева. Вот он там понаворотил, все перевернул. А, на мой взгляд, самые интересные, творческие годы у меня, и, я думаю, не только у меня, пришлись именно на 1980-е. Многие помнят появление такого, как бы нового дыхания. Все жили ожиданием перемен. Тогда у Олега Газманова появилась песня «Свежий ветер», у Виктора Цоя – «Мы ждем перемен». Я еще до горбачевских времен предпринял две попытки сформировать театральный коллектив. Перепробовал разные форматы: драмкружок, литературно-драматический кружок. Но туда шли одни девчонки. В середине 80-х стал возрождаться КВН, появились совершенно новые, оригинальные команды. И на этой волне в декабре 1986 года ко мне подошли ребята с Приборки и попросили помочь им организовать несколько КВНовских номеров. Это были интересные молодые люди, такие комсомольские лидеры-активисты, решившие создать свою команду КВН. Среди них, например, был Игорь Егоров, нынешний председатель Счетной палаты Ульяновской области, который стал капитаном команды. Я тогда работал в ДК им. Чкалова, и директор Нина Николаевна Лупандина говорит: «Помоги заводским ребятам». Мне и самому идея показалась привлекательной, я им помог. Но потом сказал: «Погодите, не разбегайтесь. У меня есть композиция по Владимиру Высоцкому, 25 января будет его день рождения, мы ее покажем, а потом, если что, разбежимся». Мы поставили спектакль за 20 дней. На одном энтузиазме. В день премьеры зал был забит до отказа. На театральном языке это называется переаншлаг. Тогда у нас еще не было никакого названия. После премьеры я им опять говорю: «Погодите, не расходитесь. Сейчас в феврале будет областной театральный фестиваль, мы еще раз покажем постановку, а там видно будет». И опять полный зал народа, опять переаншлаг. Помню, кто-то из театрального жюри задал мне вопрос: «А вы сколько лет работаете? Что-то вас не видно было, не слышно». «Сколько мы работаем? Месяц всего!» – «Да не может такого быть!» После этого пошло-поехало. Собственно, тогда-то мы и сформировались как коллектив.

Городской турслёт. 1988

Молодежный театр-студия «Артель»

Корр.: Чуть подробнее о первом спектакле.

А.К.: Спектакль назывался «Быть или не быть». Почему? Потому что Высоцкий играл Гамлета, и у нас там было несколько ключевых сцен из «Гамлета», перемешанных со стихами и песнями Владимира Высоцкого. А почему по Высоцкому? Я тогда буквально по крупицам собирал все, что касается творчества этого поистине уникального артиста. Помнится, на то время я был единственным членом Общества «Знание», который «блуждал» по разным организациям с гитарой, магнитофоном и слайд-проектором, с рассказами-лекциями о творчестве Владимира Семеновича. По тем временам мне задавали вопрос: «Тебя еще не посадили?». Я переспрашивал: «За что?» – «Да ты такие песни поешь, такие стихи читаешь…». Тогда еще Высоцкий не был настолько раскрученным и официализированным, как сейчас. Информации было мало. Имелся один-единственный сборник «Нерв», вышедший в 1981 году, да и то ограниченным тиражом.

Молодёжный театр-студия «Артель»

Я с благодарностью вспоминаю рок-клуб «Автограф» с качественной звуковой аппаратурой, обширной фонотекой, где я познакомился с двумя песнями Александра Градского, чрезвычайно актуальными по тем временам. Именно они – «Песня о друге» и «Памяти поэта» – начинали и заканчивали спектакль. До сих пор, когда включаю эти песни, думаю: «Неужели они звучали у нас в спектакле?». Аж мороз по коже. К тому же были сделаны превосходные слайды, которые демонстрировались на огромном экране. Более 30 раз мы отыграли спектакль.

«Вдоль обрыва по-над пропастью…»

Корр.: А о чем он?

А.К.: О судьбе человека, как простого человека, так и о судьбе Высоцкого. Мне хотелось показать его во всех ипостасях, немного касаясь и ходивших о нем слухов и легенд. Высоцкий (его играл Володя Курзаев), был то фронтовиком, то Гамлетом, то собеседником небезызвестной Зины, то просто мужем Марины Влади. Красной нитью через спектакль шли «Кони привередливые». К тому времени накопилось много материалов о Высоцком, свое впечатление о нем хотелось как-то выплеснуть. Я написал сценарий. Просто так, «в стол». Но верил и ждал, что когда-нибудь появится коллектив, который сможет это поставить. Мы тогда не задумывались о жанре спектакля, больше были увлечены созданием определенной атмосферы. Этот напор, идущий со сцены в зрительный зал, и отклик из зрительного зала на сцену, создавали совершенно внежанровую атмосферу. Именно она, как мне кажется, и завораживала зрителей, независимо от того играли мы для одного человека в зале – Юрия Семеновича Копылова, главного режиссёра ульяновского драмтеатра, – или для большой аудитории, что называется «в поле», в своих концертных программах на БАМе. Я раз 20 сценарий переписывал, в конце концов, лишнее ушло, и остался костяк, на котором все и держалось.

«Ведьма» (А. П. Чехов). ТВ-версия. Постановка – Анатолий Крючков. Дьячок Савелий – Виктор Новиков, дьячиха Раиса Ниловна – Светлана Шашина, почтарь – Владимир Курзаев. 1988

«Жизнь в театре – всего лишь один сезон, а сезон – это целая жизнь…»

Корр.: Из дебютного состава в дальнейшем кто-нибудь остался?

А.К.: Из первого выступления закрепился Володя Курзаев, который тогда работал слесарем на Приборке. Творческое начало в нем возобладало и он перешел на работу в ДК им. Чкалова. Сейчас работает в Доме культуры «Киндяковка», проводит мероприятия. Затем Лена Яшнова, сейчас она Шелухина. На момент постановки спектакля Лена вообще в школе училась. Но я и тогда ее считал своей правой рукой, она во всех делах была мне незаменимой помощницей. После всех перипетий она съездила в Питер, поучилась, и сегодня профессиональный стилист-визажист, победитель международных конкурсов, работает с известными артистами. Еще одной моей помощницей была Алла Усова. Сейчас у нее в Москве юридическое бюро. Я с благодарностью вспоминаю Александра Андрюхина, ныне профессионального журналиста, писателя и поэта, также работающего в Москве. Петр Аверьянов – кандидат наук, преподаватель психологии в Ульяновском педагогическом университете. Да что говорить, некоторые участники сейчас уже бабушки и дедушки. Шесть свадеб у нас в коллективе состоялось. Через наши декорации прошло более 300 человек и, насколько я владею информацией, никто из них не пропал и не потерялся. Вопрос – почему?

Александр Еренин и Владимир Курзаев. Новый год

«Любовь, комсомол и весна…»

А.К.: Некоторые ругают комсомол и профсоюзы, я же им по-прежнему благодарен. Благодаря тому же обкому ВЛКСМ, а затем ЦК комсомола со спектаклями и концертами мы объездили всю Ульяновскую область. Побывали на БАМе, выступали в Иркутске, Красноярске, добрались до Улан-Удэ. По направлению обкома комсомола мы посетили Прибалтику, в Лиепае выступили перед моряками-подводниками. Снимались на телевидении, где показали спектакль «Ведьма» по рассказу Антона Павловича Чехова. Нам, любительскому коллективу, довелось выступить с большой концертной программой с отрывками из спектаклей на сцене Облдрамтеатра. Это было под Новый 1988 год. Примерно тогда мы познакомились с театрами-студиями, как в Ульяновске, так и в других городах страны. А затем стали инициаторами проведения фестиваля театров-студий. Я помню, был у нас театр «На дамбе» Сергея Кондратенко, театр-студия «Диалог» в Новом городе при ДК «Руслан». Спонтанно, буквально на пустом месте, мы находили новые открытые концертные площадки, как, например, у ДК Автозавода. Иду, смотрю – хорошая площадка. Почему бы не выступить? Посреди недели мы собрались, очень легки были на подъем, и вечером показали спектакль-концерт. Или на улице Гончарова, напротив ЦУМа есть арочка, за которой был маленький и очень уютный дворик (мы его назвали «Старым двориком», сейчас там магазин «Букинист»). Мы этот дворик метелочкой аккуратненько подмели, положили свой «пол», колоночки привезли и на пустом месте сделали праздник для горожан. Мы даже свет выставили. Туда же пришли ребята из «Дамбы» и «Диалога».

Корр.: Как такое возможно? Вы с кем-то договаривались?

А.К.: В том-то и дело, что нет. Ну, с ребятами-участниками, конечно, договорились, но ни у каких властей ничего не спрашивали, никакого разрешения. Единственное – попросили запитаться электричеством в соседней организации. Всё!

«Что в имени тебе моем?..»

Корр.: Как возникло название «Артель»?

А.К.: Я любил на досуге покопаться в словаре Владимира Даля, в котором и обнаружил, что артель – это сообщество людей, собравшихся вместе для выполнения определенной работы. Причем, как бы подчеркивалось, что Арт – это искусство (или еще одно значение – умение), а ель – старинное слово, означающее «есть». Поэтому «Артель»– это коллектив единомышленников, собравшихся в группу, в которой «смысл и умение есть».

Из спектакля «Божественная комедия». 1987

Вот сейчас, например, пытаются возродить парк Дружбы народов и ждут, кто бы первый начал. А тогда было достаточно звонка из райкома комсомола, я выводил всю «Артель» туда, и мы, совершенно бескорыстно наводили там порядок. Однажды приехали в Сурское со спектаклем и концертом, посадили целую аллею деревьев, и назвали ее «Аллеей Высоцкого».

«Театр есть искусство отражать…»

А.К.: За годы существования «Артели» мы поставили дюжину спектаклей.

Корр.: Кроме «Быть или не быть» это…?

А.К.: «Кошка, гулявшая сама по себе» по сказке английского писателя Редьярда Киплинга. Особенно нравилось играть этот спектакль для школьников. Столько эмоций и визга было, когда артисты выбегали в зал! «Божественная комедия». Сейчас даже каюсь за этот спектакль, потому что это такой пасквиль на Библию. Мне еще в детстве довелось посмотреть спектакль «Божественная комедия» по пьесе Исидора Штока в постановке Государственного Академического Центрального театра кукол им. С.В. Образцова. Но там куклы были, а мы это все живьем воссоздали. Да мы сами хохотали, и зрители смеялись и веселились. Но сейчас я бы не стал ставить «Божественную комедию». Хотя… Затем «Анданте» – пьеса-шутка Людмилы Петрушевской. «Мандат» – пьеса Николая Эрдмана. «Развязка» ирландского писателя и драматурга Сэмюэла Беккета. «Увеличенный портрет», в основу которого легла повесть итальянского писателя и журналиста Дино Буццати. В ней у главного героя, профессора Исмани, умерла любимая женщина, и он, специалист по электронике, решил построить машину, которая бы говорила ее голосом, была наделена ее чувствами. Пьеса фантастическая, что и позволило нам проявить необузданную фантазию, например, из черного бархата на трехметровой высоте появлялось лицо Аллы Усовой, а затем также неожиданно исчезало. Я тогда подобрал для спектакля соответствующую музыку – Эдуарда Артемьева и Софьи Губайдулиной. К постановке спектакля «Страсти по Варваре» Ольги Кучкиной я привлек выпускницу режиссерского отделения Лену Прыскину, кстати, двоюродную тетю актрисы ульяновского драмтеатра Марии Прыскиной. Это пьеса о взаимоотношениях дочки и мамы, а если смотреть шире – о конфликте «отцов и детей». Очень неплохой спектакль получился. Долго работали над спектаклем «До третьих петухов» по сказке Василия Шукшина. В его постановке принимали участие актриса ульяновского драмтеатра Зинаида Ковальская и ее муж, театральный художник Владимир Дмитриев. Сейчас они батюшка и матушка Богоявленского храма в Прислонихе. Еще одна пьеса Николая Эрдмана – «Самоубийца». Она более 60 лет была под запретом. Сначала мы поставили «Мандат» и лишь затем «Самоубийцу». Это очень тяжелый спектакль, но бесконечно интересный. Мне показалась захватывающей атмосфера 1920-х годов. Искренне убежден, Николай Эрдман совершенно незаслуженно отодвинут в сторону. К большому сожалению, его творчество до сих пор находится в тени. Хотя это гениальный человек. Начали репетировать комедию «Лысая певица», первую пьесу Эжена Ионеско. Но спектакль не пошел. И, наконец, «Се – человек» по Леониду Андрееву. Так что трудились интенсивно. Уже через полтора года после начала нашей деятельности, нам было присвоено почетное звание «Народный коллектив».

Из спектакля «Быть или не быть»

«Весь мир – театр, мы все – актеры поневоле…»

Корр.: Когда все закончилось?

А.К.: В 1992 году. Наступили другие времена. Надо было зарабатывать. Мы пробовали пожить на хозрасчете, некоторые ребята даже с трудовыми книжками работали от комитета комсомола Приборки. Но ничего не получилось. Затраты не окупались. Культура сама себя не окупает. Последней нашей работой как раз и стал спектакль «Самоубийца» Николая Эрдмана.

Петр Аверьянов: Очень мощная вещь была. И я только недавно осознал, насколько этот спектакль сейчас был бы в тему.

Корр.: Вы продолжаете общаться?

А.К.: Это и удивительно. Прошли годы, если не сказать десятилетия, а многие бывшие участники студии друг с другом общаются до сих пор. Причем достаточно плотно.

Елена Шелухина: Мы создали группу в соцсети «Viber», встречаемся, пересекаемся, дружим. Все друг друга поддерживаем, как можем. Не так давно отмечали день рождения участницы «Артели» Светы Шашиной. Для меня, например, «Артель» – мощный прорыв в моей жизни. «Артель» сформировала мою судьбу как, я уверена, и судьбы многих других участников студии.

«Театр есть искусство отражать…»

А.К.: Из наших ребят человек 15 затем прошли профессиональную театральную школу. Я со временем понял, невозможно взять и создать коллектив. Он же по крупинкам собирается, по чайной ложечке, как я тогда говорил. Если первоначально заводчане пришли единой гурьбой, то потом я людей собирал буквально «с улицы», по объявлениям. Поэтому они все и памятны. Потому что во время существования «Артели» каждому участнику удавалось воплотить замыслы и реализовать свои возможности.

Команда КВН Приборостроительного завода, из которой был создан театр-студия «Артель»

Владислав Ястребов

Опубликовано в журнале “Мономах” № 6 (108) за 2018 год

Свежий выпуск
2019 апрель №1