Дети

Вернуться к статьям

В ряду известных работ собрания Ульяновского областного художественного музея особого внимания достойна картина «Дети» (1950), которая за годы бытования в экспозиции сменила не одно название: «Радость колхозной жизни», «В летние лагеря», «Дети на прогулке». По количеству детских персонажей ее превосходит только раннее полотно Пластова «Колхозный праздник».

Кисть Пластова в картине «Дети» стремительна и эскизна. По мнению американского исследователя, лауреата Международной премии в области изобразительного искусства имени А.А. Пластова в номинации «Традиции и новации» Верна Свенсона, художнику характерна импрессионистичность, которая как нельзя лучше способна отразить внутреннее состояние ребенка – чувство свободы, легкости. Интересно, что первые свои предположения арт-директор Музея искусств города Спрингвилла сделал, анализируя этюд Пластова к картине «Дети» – парный портрет Вали Боблевой и Вали Модоновой (США, собрание Gandon). В своем исследовании «Soviet Impressionist Painting Hardcover» Свенсон приближает Пластова по восприятию природы и предмета в своем творчестве к представителям русского импрессионизма.

О том, кто послужил прототипом каждого персонажа, подробно написано в каталоге собрания работ А.А. Пластова в коллекции Ульяновского областного художественного музея (2016), подготовленном О.А. Королевой, М.А. Калиновой, Т.Ю. и Н.Н. Пластовыми. Однако там не упоминаются предметы, сопровождающие героев. В данном случае – это цветы и реалии советского времени. Дети держат букеты, машина, на которой ребята едут в пионерский лагерь, украшена березовыми ветками. Т.Ю. Пластова, отмечая особую любовь Аркадия Александровича к травам и цветам, писала, что они «выступают семантически значимой деталью» каждого полотна художника.

Это дало повод некоторым исследователям соотнести поездку ребят в пионерский лагерь, изображенную в картине «Дети», со временем православного праздника Троицы. Ученик Пластова В.В. Киселев вспоминал, что на Троицын день Пластовы семьей приезжали к нему в Комаровку на украшенной березовыми ветками телеге с громадным букетом разнообразных цветов.
Цветочное убранство образует на полотне «Дети» четкие горизонтальную и вертикальную оси, которые собирают многофигурную сцену, придавая ей цельность и особую торжественность. Портрет Сталина, венчающий вертикаль, выполнен на красном праздничном фоне и убран цветами, над ним развевается алое знамя, завершающее композицию.

Как считают современные исследователи, сегодня портрет Сталина стал знаком, необходимым зрителю для соотнесения сюжета со временем повествования картины.

В картине «Дети» художнику удалось соединить два любимых образа: цветущей природы и юности. Сравнивая ребятишек с полевыми цветами, которые свободно растут на открытом свежем воздухе, он вопрошал: «Как описать их прелесть? В детском лице на открытом воздухе – ясность, свежесть цвета, приближающаяся по красоте к звукам. Писать ребятишек – одно наслаждение…»

Девочки изображены художником с букетами цветов и ягодами – символами гармонии человека с миром, у мальчиков в руках – реалии советской эпохи: горн, барабан, фотоаппарат. По верному замечанию известного исследователя творчества Пластова, академика В.А. Леняшина, эти и им подобные детали вносили ноту современности в традиционный сюжет.

За рулем сын Аркадия Аркадьевича Пластова – Николай (1930-2000). Заслуженный художник России. В 1988 году принимал участие в организации музея «Усадьба народного художника СССР А.А. Пластова» в с. Прислониха. С 1989 года занимался восстановлением Богоявленской церкви села, разрабатывал ее иконостас и интерьеры, изготавливал убранство, участвовал в подготовке работ о произведениях А.А. Пластова.

Ирина Обухова,

заведующая музеем А.А. Пластова,

искусствовед,

кандидат филологических наук

Опубликовано в журнале “Мономах” № 4 (106)-2018

 

 

Свежий выпуск
2019 июнь №3