Достопримечательные Евангелия симбирских храмов

Вернуться к статьям

После Октябрьского переворота 1917 года в Симбирске, как и по всей стране, священные и церковные книги стали уничтожать не сразу. Из всех пока ещё только закрытых или уже уничтоженных церквей их свозили и складировали в Троицком кафедральном соборе, который должен был неопределённое время служить архивохранилищем. Но в мае 1933 года в заброшенном, а потому никем не охраняемом храме произошёл ужасный пожар, которым были уничтожены невосполнимые сокровища.
Сегодня нам остаётся только с горечью сожалеть о безвозвратно утерянном, но при этом внимательно и кропотливо изучать оставшееся. К счастью около двух десятков Евангелий XVI-XIX веков, большей частью московской печати, бережно хранятся в коллекции изданий кирилловской печати Отдела редких книг и рукописей ОГБУК «Дворец книги – Ульяновская областная научная библиотека имени В. И. Ленина». Каждая из этих книг несёт на себе следы отнюдь непростых времён, каждая имеет уникальную судьбу, которую нам ещё только предстоит проследить и расшифровать. Попробуем это сделать вместе.

Благовещенская церковь

Евангелие 1730 года «На евангелие № 5, печ.[атанном] 1730 года с сребропозлащенными на первой доске средником и евангелистами, по листам подписано: переплетено 1801 года Мая 31 дня, в котором Маие и Храм Всесвятский иконостасом и священнодействием обновлен попечением архимандрита Иосифа Смоленскаго (Иосиф Смоленский (?-?) был настоятелем Покровского (Благовещенского) мужского монастыря в 1800-1803 гг. – авт.)» (см.: Невоструев К. И. Описание Симбирскаго Покровскаго монастыря, что ныне архиерейский дом. – Симбирск : Симб. губ. тип., 1870. – С. 10).

Богоявленская церковь

Именно в этой церкви находилось самое знаменитое «симбирское» Евангелие, пожалованное храму царём Алексеем Михайловичем (1629-1676) 10 февраля 1653 года. И хотя именно поэтому во многих изданиях оно «проходит» как «Евангелие 1653 г.», надо понимать, что, с учётом технологий книгопроизводства того времени, вряд ли книга, «пожалованная» в 1653 году, могла быть издана в том же году. На самом деле это издание 1651 года.
В книге имеется следующая надпись «по листам»: «Лета 1653 года, февраля в 10 день Государь царь и Великий Князь Алексий Михайлович Всея Руси и пожаловал сию книгу Евангелие напрестольное в конную Свияжскую слободу к церкве Богоявлению Господню» (л. 14-32; скоропись XVII века). Церковное предание утверждает, что надпись эту самодержец нанёс самолично. Причём некоторые специалисты склонны считать данное предание соответствующим действительности:«В издании «Писем русских государей»(1896. – авт.) есть два faximile Алексея Михайловича, весьма близко напоминающия почерк означенной надписи»(см.: Каталог Музея Симбирской губернской ученой архивной комиссии. – Симбирск : Губ. тип., 1905. – С. 62).

В середине XIX века это поистине легендарное Евангелие едва не было утеряно во время очередного ремонта церкви, затем чудом избежало гибели в катастрофической девятидневной серии пожаров, бушевавших в г. Симбирске с 13 по 21 августа [с 25 августа по 2 сентября] 1864 г. «Евангелие это памятное нашлось 1865 года Генваря 8 дня. Оно принесено Священником Тихвинской церкви Епилдофором Алексеевым Успенским священнику симбирской Богоявленской церкви Стефану Зернову, который и исправил его в том виде, в каком получил», – свидетельствует запись на вплетённом в начале книги листе. Очевидно, «охранной грамотой» старинного Евангелия послужила полистная запись-скрепа 1653 г., упомянутая выше.
В 1898 г. это Евангелие стало частью одного из лучших российских собраний древностей – музея Симбирской губернской учёной архивной комиссии (СГУАК). «За неимением в нем ни первых, ни последних листов, нельзя сказать, когда и где оно напечатано. Оно переплетено в одну книгу, обложено было малиновым бархатом, который теперь весьма обветшал. На верхней доске средник с изображением Господа Вседержителя, сидящаго на троне с Евангелием в руке, и наугольники с изображением евангелистов, – медные, чеканные… До самаго последняго времени это евангелие хранилось в Богоявленской церкви, как свидетельство царской милости к церкви и документ древности ея. Но теперь, к глубокому сожалению, оно отобрано из церкви в Симбирский исторический музей и помещено в нем в отделе церковных книг под № 5-м» (см.: Яхонтов А. К. Церкви города Симбирска (ист.-археол. описание) : в память 250-летия города. – Симбирск : Типо-литогр. А. Т. Токарева, 1898. Вып. 2 : Церкви на горе. – С. 76).

При этом также стоит обратить внимание на то, что данное Евангелие заключает в себе только двух евангелистов, Матфея и Марка, что по тем временам определялось как «неполное Евангелие». Однако, маловероятно, чтобы дарованное царём Евангелие могло быть неполным. Скорее всего, часть печатного текста просто была утрачена в процессе многовекового бытования книги. Выцветание и разрывы бархата на переплётных крышках, утраты двух медных наугольников с изображениями евангелистов на верхней крышке, естественное «угасание» исторической записи, следы неумелого ремонта и общее загрязнение – очевидные, но отнюдь не фатальные, следы времени. Декоративное убранство книги (заставки, портреты Марка и Матфея, инициалы, рамки на полях, киноварная буквенная вязь, шрифты) – свидетельство первых десятилетий отечественного книгопечатания, а сам экземпляр – неотъемлемая часть истории нашего города. Впрочем, полный состав Евангелия 1651 г. можно увидеть в другом экземпляре (из Успенской церкви), также хранящемся в Отделе редких книг и рукописей Дворца книги.

Ещё одно, чуть более позднее, но чрезвычайно интересное издание, имевшееся в Богоявленском храме –Евангелие 1717 г., которое было «печатано в московской типографии «повелением благочестивейшаго великаго государя нашего царя и великаго князя Петра Алексеевича<…> и благословением преосвященных архиереев между патриаршеством <…> в лето 1717 индикта 11 месяца октоврия»(см.: Каталог Музея Симбирской губернской ученой архивной комиссии. – Симбирск : Губ. тип., 1905. – С. 63).
Книга, кроме прочего, интересна изображением евангелистов, с имеющимися при них четверостишиями:

О святый Марко!
Коль сердце ти жарко
Во Христе – Бозе,
В страдании мнозе.

Необходимое дополнение: «Кроме древности, оно (Евангелие 1717 г. – авт.) отличается тем, что при изображении св.[ятых] евангелистов имеются четверостишия – характерное отличие книг и гравюр того времени. По введении у нас силлабическаго стиха, ни одно сочинение (даже философскаго содержания) не обходилось без кратких стихов или, как тогда называли их, «виршей» (испорченное латинское слово, значит стихи). Вирши помещались или под гравюрами, если таковыя были при книге, или в конце предисловия, или же в часто практиковавшемся в тогдашней литературе «послесловии» (заключении) книги»(см.: Матвеев А. М. Историческая юбилейная выставка в память 250-летия основания г. Симбирска. – Симбирск : Губ. тип., 1898. – С. 8).

Евангелие 1606 г. Эмблема распятия

Надо отметить, данное Евангелие отличается от предшественников отечественного книгопечатания XVII века более богатым декором, высоким художественным качеством иллюстраций, и представляет собой новый тип книги, который формировался в эпоху петровских преобразований. Над оформлением книги трудился Иван Иванович Зубов (1677-1743), один из лучших мастеров книжной графики первой трети XVIII века. Именно он, например, выполнил часть иллюстраций – портреты евангелистов – в технике резцовой гравюры на меди. Текст на страницах помещён в рамки из гравированных полос и наборных украшений. В иллюстрациях, помещённых внутри заставок, представлен традиционный (канонический) для Евангелий набор сюжетов: Воскресение Христово – Сошествие во ад, Рождество Христово, Богоявление Господне, Благовещение Пресвятыя Богородицы и Распятие Христово.

Владимирская (Ильинская) церковь

Во Владимирской церкви было два старинных Евангелия, которые уже в конце XIX века из-за своей древности и ветхости не использовались при богослужениях.
Евангелие 1677 г. было напечатано в Москве в малом формате («в малый лист») при царе Фёдоре Алексеевиче (1661-1682) и патриархе Иоакиме (в миру Иван Петрович Савёлов-первый, 1621-1690). Оно было обложено малиновым бархатом, а на верхней доске в среднике имело старинные изображения Иисуса Христа «с предстоящими» и четырёх евангелистов по углам.
Евангелие 1688 г. было также напечатано в Москве «в малый лист» при царях-соправителях Иоанне Алексеевиче (1666-1696) и Петре Алексеевиче (1672-1725) и патриархе Иоакиме. На верхней доске имелось серебряное изображение Иисуса Христа, сидящего на троне и четырёх евангелистов по углам. Книга традиционно была обложена малиновым бархатом.
Экземпляр, имеющийся во Дворце книги, переплетён в доски с чеканным цельнометаллическим декором (окладом), размеры которого 31,5 х 22,0 х 9,7 см. Переплётные крышки были соединены двумя застежками, одна из которых утрачена; обрез книжного блока – золотой с геометрическим тиснением. На верхней крышке традиционные элементы оклада – овальные средник (сюжет «Воскресение Христово – Сошествие во ад») и наугольники с изображением евангелистов. На нижней крышке – средник с изображением эмблемы Распятия и четыре «жуковины» (ножки), которые предохраняли нижнюю крышку от механических повреждений и делали удобным чтение лежащего на престоле или аналое Евангелия.
Возможно, данное Евангелиепринадлежало протопопу Георгию Стефанову (?-?). На это указывает частично обрезанная при переплете запись на одном из листов книги. Специалистам известно имя одного из мастеров, украшавших книгу – гравёра на дереве Алексея Нефедьева (?-?).

Из клировых церковных ведомостей становится ясно, что это Евангелие берегли, а потомупри богослуженияхв храме использовалось более новое Евангелие 1717 г., скорее всего, аналогичное тем, которыми пользовались в других симбирских церквях, включая Богоявленскую и Всесвятскую.

Воскресенская (Германовская) церковь

Евангелие 1771 г. (напрестольное), отпечатанное «в полулист» на Александрийской бумаге и обложено малиновым бархатом. «До 1884 года на этом евангелии верхняя доска была покрыта серебряною, вызолоченною доскою; на ней изображения Спасителя и четырех евангелистов – серебряныя, вызолоченныя. Таковыя же были над Господом Саваофом корона, а на нижней доске средник с образом креста и угольники. В 1884 году на евангелие был сделан новый оклад вокруг всего евангелия с застежками и ножками, серебряный, вызолоченный. Изображения были изменены; на верхней доске сделаны Воскресение и евангелисты, на нижней – поклонение волхвов, вверху – чаша, внизу – орудия крестной смерти»(см.: Яхонтов А. Церкви города Симбирска (ист.-археол. описание) : в память 250-летия города. – Симбирск : Типо-литогр. А. Т. Токарева, 1898. Вып. 2 : Церкви на горе. – С. 133).

Всесвятская церковь

Евангелие 1657 г. было напечатано на простой бумаге и обложено малиновым плисом. На верхней доске книги «средник и Евангелисты серебряные, застежки медныя». Видимо, исходя из особой ценности столь древней книги, определением Симбирской духовной консистории от 1856 г. данное Евангелие было передано в «книгохранилище» кафедрального собора.
Евангелие 1717 г. (напрестольное) было издано на «полуалександрийской бумаге» (т. е. не на самой хорошей), но в большом формате. На заглавном листе книги имеется надпись: «Во славу человеколюбца единаго триипостаснаго Бога и Отца и Сына и Святаго Духа напечатася в типографии царствующаго города Москвы: повелением Благочестивейшаго Великаго Государя Царя и Великаго Князя Петра Алексеевичавсея великия и малыя и белыя России Самодержца, при благороднейшем Государе Нашем Царевиче и Великом Князе Алексее Петровичеи при благороднейшем Государе Нашем царевиче и Великом Князе Петре Петровичеи при благороднейшем Великом князе Петре Алексеевиче, благословением преосвященных архиереев, между патриаршеством, в лето от сотворения мира 7226 г., от Рождества же по плоти Бога слова 1717 г., индикта 11, месяца октоврия”. На обороте одного из заглавных листов изображено Воскресение Христово с событиями ему предшествовавшими. Каждое из них поясняется приличествующими событию стихами<…> Прежде это евангелие было “обложено малиновым бархатом; верхняя доска его была серебряная, позолоченная с накладною около Вседержителя и Евангелистов серебряною резьбою; на нижней доске средник и наугольники малаго вида серебряные, позолоченные; застежки накладныя серебряныя, вызолоченныя; звезда шитая золотом по малиновому бархату. “Сие святое евангелие усердием любящих благолепие дому Господня украшено в лето от Рождества Христова 1840, месяца февруария 28 дня”, – так гласит надпись на среднике нижней доски евангелия. В новом своем виде евангелие таково: верхняя доска сребропозлащенная; Воскресение Христово, четыре евангелиста – финифтивыя; средник окружен сиянием с мелкими стразами»(см.: Яхонтов А. К. Церкви города Симбирска (ист.-археол. описание) : в память 250-летия города. – Симбирск : Типо-литогр. А. Т. Токарева, 1898. Вып. 2 : Церкви на горе. – С. 113-116).

Евангелие 1803 г.«обложено малиновым бархатом, верхняя доска серебряная позолоченая с накладными серебряными позолочеными с чернью изображениями Возстания от Гроба и Евангелистов, на нижней доске средник и наугольники серебряные позолоченые, звезда бархатная зеленая, шитая золотом с блесками»(см.: Яхонтов А. К. Церкви города Симбирска (ист.-археол. описание) : в память 250-летия города. – Симбирск : Типо-литогр. А. Т. Токарева, 1898. Вып. 2 : Церкви на горе. – С. 97).

Николаевский кафедральный собор

Николаевский кафедральный собор обладал, как и полагается, наиболее впечатляющим набором Евангелий (более десяти!).
Евангелие 1689 г. «Евангелие (1689), в среднике – чеканное изображение Воскресения Господня, а по углам, также чеканныя, изображения святых евангелистов. За ветхостию переплета, оно теперь не употребляется и сохраняется только, как древность от времен патриарших»(см.: Яхонтов А. Историко-археологическое описание церквей гор. Симбирска. XIII. Кафедральный собор города Симбирска // СЕВ. – 1898. – № 19 (1 окт.) (отд. неоффиц.). – С. 38).

Николаевский кафедральный собор

Евангелие 1703 г. «Евангелие (1703) года, печатано в Москве при царе Петре Алексеевиче и Алексии Петровиче. В среднике изображено Распятие Господа нашего Иисуса Христа. По сторонам Распятия – предстоящие: Божия Матерь и Мария Магдалина, Иоанн Богослов и сотник Логин. Вверху Распятия – ангелы. Все изображения чеканныя. В самом евангелии обращают на себя преимущественное внимание изображения евангелистов, помещенныя пред началом каждаго евангелия в отдельности. Каждое изображение евангелиста снабжено надписями – стихами, кратко характеризующими и евангелиста, и его евангелие. Это стихи: 1. Евангелие Матвей свят писаше, Рождшагося в плоти Бога возвещаше. 2. Во проповедь Марко положил зачало, Что во Христе людем спасение стало. 3. Лука сей святый сказа жизнь Христову И Апостольску в мир проповедь нову. 4. От Бога Слово Бога благословит, В начале суща в веру люди ловит. Богослов святый Иоанн любезный. Чти внемли верне слог его полезный. В историческом отношении важна на этом евангелии полистовая внизу надпись: «Сия книга святое евангелие Града Синбирска Соборные святые церкве Живоначальныя Троицы, яже внутри сего града Синбирска, подписал сие тогож собора ключарь иерей Антоний Иоаннов, месяца марта в 5 день 1746 года»(см.: Яхонтов А. Историко-археологическое описание церквей гор. Симбирска. XIII : Кафедральный собор города Симбирска // СЕВ. – 1898. – № 19 (1 окт.) (отд. неоффиц.). – С. 38-39).

Евангелие 1717 г.«Евангелие в восьмую долю листа, напечатанное в Москве в 1717 году. Средник его изображает Распятие Господа нашего Иисуса Христа. На евангелии есть полистовая надпись: “Сие евангелие града Синбирска Троицкаго первенствующаго собора церковное. А подписал сие евангелие тогож собора протоиерей Антоний Иоаннов в 1760 году августа 12 дня”»(см.: Яхонтов А. Историко-археологическое описание церквей гор. Симбирска :XIII. Кафедральный собор города Симбирска // СЕВ. – 1898. – № 19 (1 окт.) (отд. неоффиц.). – С. 39).
Евангелие 1735 г. «Евангелие, напечатанное в Москве в 1735 году. Лицевая сторона его серебряная, старинной мелкой чеканки булавочками и крупными разводами в виде травяных стеблей, средник и наугольники овальной формы, вставленные в отдельные чеканные треугольники отбеленнаго серебра. Обратная сторона бархатная со средником, изображающим Знамение Божией Матери, угольники и здесь чеканные, отбеленнаго серебра. На одной из застежек изображен архангел Гавриил, на другой Божия Матерь в момент Благовещения»(см.: Яхонтов А. Историко-археологическое описание церквей гор. Симбирска :XIII. Кафедральный собор города Симбирска // СЕВ. – 1898. – № 19 (1 окт.) (отд. неоффиц.). – С. 40).
Евангелие 1828 г.,«напечатанное в 1828 году в Киево-Печерской лавре. Лицевая доска серебряная, вызолоченная, с обычными изображениями средника и наугольников, писанными по золоту на выпуклых стеклянных клеймах (средник разбит и заменен серебряным). Обратная сторона бархатная, по бортам обведена серебряным окладом, с выпуклым средником под чернью, на котором помещена надпись, гласящая, что евангелие это приложено в Троицкий собор в 1834 году при преосвященном Анатолии(имеется в виду ар¬хи¬епи¬ско¬п Ана¬толи¬й (в ми¬ру Ан¬д¬рей Ива¬но¬вич Мак¬си¬мович, 1766 (или 1767) – 1844), бывший первым симбирским архипастырем (в 1832-1842 гг.). – авт.) иждивением поручика Димитрия Егоровича Бенардаки(Бе¬нар¬да¬ки Дмит¬рий Его¬ро¬вич (1799-1870) – пред¬при¬ни¬ма¬тель-мил¬лио¬нер российского масштаба, владелец железоделательных и чугуноплавильных заводов, крупный винный откупщик, золотопромышленник и меценат. – авт.)»(см.: Яхонтов А. Историко-археологическое описание церквей гор. Симбирска :XIII. Кафедральный собор города Симбирска // СЕВ. – 1898. – № 19 (1 окт.) (отд. неоффиц.). – С. 40).

В соборе также имелись Евангелия 1677, 1693 (возможно, 1698), 1716, 1841, 1853, 1854, 1883 и 1893 гг.
Необходимое пояснение. Во многих публикациях XIX веканекоторые из вышеприведённыхЕвангелий относят к Троицкому кафедральному собору. Это, как ни странно, вовсе не противоречит действительности. Дело в том, что в годы их функционирования оба собора рассматривались как единый храмовый комплекс. При этом службы в Троицком кафедральном соборе проводились только в тёплое время года, т. к. он был летним (холодным, т. е. неотапливаемым) в отличие от соседнего зимнего (тёплого, т. е. отапливаемого) Николаевского кафедрального собора. С учётом климата Симбирска неудивительно, что большая часть годовых богослужений проводилась именно в тёплом Николаевском соборе. К слову, у Троицкого собора даже не было собственной колокольни.

Петро-Павловская церковь

Евангелие учительное 1662 г.«начинается с недели мытаря и фарисея; имеет следующую надпись: “сия книга глаголемая Евангелие воскресное толковое чернаго попа Сергия, а он черный поп продал сию книгу Синбирскому пушкарю Роману Прохорову, а он Светолобову, сию книгу отдал в церковь Вознесения Господня… (далее за обрезом листов при переплете и за ветхостию книги полистовую надпись разобрать нельзя)”»(см.: Яхонтов А. Историко-археологическое описание церквей гор. Симбирска :II. Петро-Павловская церковь // СЕВ. – 1897. – № 23 (1 дек.) (отд. неоф.). – С. 909). Очевидно, в какой-то момент по неизвестной причине данное Евангелие было передано в Петро-Павловский храм из Вознесенской церкви (или церкви во имя Вознесения Господня, с 1844 г. – Спасо-Вознесенский собор).
Евангелие 1735 г. «полулистовое на Александрийской бумаге, <…> кругом обложено серебром, без пробы, чеканным листом; средник евангелия изображает возстание от гроба; угольники – 4-х евангелистов; на Спасителе венец осыпан стразами; вся оболочка евангелия позолочена; на верхней доске четыре цветных камня; весом в 20 фунтов (8 кг. – авт.)»(см.: Яхонтов А. Историко-археологическое описание церквей гор. Симбирска :II. Петро-Павловская церковь // СЕВ. – 1897. – № 23 (1 дек.) (отд. неоф.). – С. 910).
Евангелие 1735 г.«четвертное на Александрийской бумаге».
Евангелие 1737 г.«в 16 д.[оли] листка Киевской печати».
Толковое Евангелие 1749 г. имело надпись «сия книга Седмиозерской пустыни иеромонаха Иоанна поминати Исаию».
Евангелие 1754 г. «четвертное на алекс.[андрийской] бумаге».

Смоленская церковь

Евангелие 1??? г.«на александрийской бумаге, обложено малиновым бархатом; на досках с обеих сторон имеются серебренные, 84-й пробы, оклады; на лицевой стороне средник – Воскресение Христово; по углам – 4 евангелиста; изображения – на финивти и убраны вокруг бирюсками»(см.: Яхонтов А. Историко-археологическое описание церквей г. Симбирска : I. Смоленская церковь // СЕВ. – 1897. – № 12 (15 июня) (отд. неоф.). – С. 493).
Евангелие учительное воскресное 1681 г. напечатано «повелением царя и великаго князя Феодора Алексеевича(Фёдор III Алексеевич (1661-1682) – русский царь (с 29 января [8 февраля] 1676 г. по 27 апреля [7 мая] 1682 г.) из династии Романовых. – авт.)». На нижних краях книги написано, по листам: «Приложила сию книгу Евангелие толковое Спасскаго девичья монастыря монахиня Анна Васильева во град Синбирск в церковь Смоленской Богородицы в поминовение родителей своих, а подписался по прошению тоеяж церкве дьячок Иван Михайлов».

Евангелие 1717. Элементы декора

Евангелие 1763 г. напечатано в Москве «на александрийской бумаге, обложено малиновым бархатом; на лицевой стороне доска серебренная, без пробы; на ней изображения: Воскресения Христова и 4-х Евангелистов, чеканныя».
В Смоленской церкви также имелись Евангелия 1794, 1802, 1814 гг.

Спасо-Вознесенский собор

В Спасо-Вознесенском соборе было восемь (!) Евангелий в «серебряном окладе».«…из них 1 большаго размера, 4 средняго и 3 малаго размера (кроме того имеется ещё два больших Евангелия в апликовой оправе). № 1-й Евангелие, обложенное кругом серебром, на александрийской бумаге. Весу серебра 8 ¼ фунтов (3,3 кг. – авт.), приложено девицею из дворян Н. И. Дмитриевой» (см.: Мальхов П. М. Описание Симбирскаго Спасо-Вознесенскаго собора. – Симбирск : Типо-литогр. Н. Г. Анучина, 1883. – С. 17).

Спасский монастырь

В Спасском монастыреимелось пять (!) старинных Евангелий.
Разумеется, самым примечательным из них было огромное Евангелие 1750 г. с «серебро-позлащенными досками (в серебре весу 27 ф. 50 зол. (ок. 11 кг. – авт.)». В документах обители оно числилось как «Евангелие (N 1) и было издано «в лист на Александрийской бумаге, печ.[атано] 1750 г., корень и обе деки (корешок и обложки. – авт.) его сребреныя, кованыя под золотом, в среднике, по сторонам его и на углах изящной работы изображения на финифти; серебра весом 27 ф. 50 зол.На нём надпись: «Сие Святое Евангелие сооружено бысть во славу Трииспостаснаго (так в тексте, правильно: триипостасный (или Трисвятой; церк.-слав., греч. τρισυπόστατος – триединый), т. е. имеющий три ипостаси (или три лица): Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святый, но Един Бог. – авт.) Божества тщанием и иждивением Христолюбивой рабы Божии вдовы Натальи Кузминишны госпожи Твердышовой (Наталия Кузьминишна (Косьминична) Твердышева (урожд. Крашенинникова, ок. 1718 – 1784) – коллежская асессорша, представительница одного из стариннейших купеческих родов, известных с самого начала основания г. Симбирска, жена богатого симбирского купца и крупного уральского горнозаводчика Якова Борисовича Твердышева (ок. 1710 – 1783). – авт.) в лето от Р. Х. 1784 Июля дня»(см.: Невоструев К. И. Описание Симбирскаго Спасскаго девичьяго монастыря. – Москва : Тип. В. Готье, 1852. – С. 15).
Пожалуй, ещё более впечатляющим по размеру и весу было только Евангелие 1759 г. в Троицкой церкви.

Троицкая церковь

Упомянутое вышеЕвангелие действительно внушительных размеров(70х49х10 см) и весом более 2 пудов (ок. 32,8 кг.): «… в богатом серебрянном вызолоченном окладе, украшенном финифтяными иконами св. Иакова, Наталии, Татияны и Адриана; оно напечатано крупным шрифтом на Александрийской бумаге; на заглавном листе означено, что Евангелие это печатано при державе (т. е. при поддержке. – авт.) императрицы Елизаветы Петровны, в 1759 году и сооружено тщанием и иждивением Наталии Козьминишны Твердышевой, строительницы Троицкой церкви, известной Симбирской благотворительницы»(см.: Мартынов П. Л. Празднование 250-ти летняго юбилея города Симбирска. – Симбирск : Типо-литогр. А. Т. Токарева, 1899. – С. 37-38).«Изображенныя на Евангелии иконы суть ангелы членов фамилии жертвовательницы: апостола Иакова – ангел Якова Борисовича Твердышева, Адриана и Наталии – ангел самой жертвовательницы Натали[и] Козминишны, а муч.[еницы]Татианы – ангел сестры Твердышева – Утьяны Борисовны, бывшей за Пустынниковым»(см.: Матвеев А. М. Историческая юбилейная выставка в память 250-летия основания г. Симбирска. – Симбирск : Губ. тип., 1898. – С. 10).

Троицкая церковь

Интересная деталь. В данном случае мы имеем тот достаточно редкий случай, когда церковное Евангелиеможет поспособствовать с достаточной точностью установить время построения самой церкви: «Первоначально был устроен в теплой части церкви с южной стороны придел во имя преподобнаго Сергия, Радонежскаго чудотворца, в 1785 году. Второй придел с северной стороны во имя святителя Николая, Мирликийскаго чудотворца, был построен в 1787 году. Что же касается главнаго отделения церкви, «настоящей», то она, по церковным документам, была окончательно возведена в 1792 году. Это год и обозначается, как год общей постройки всей Троицкой церкви с обоими ея приделами<…>Однако, надпись на евангелии, сооруженном основательницей церкви (надпись ниже) в 1784 году, не позволяет согласиться с этой датой о времени постройки главнаго отделения церкви».

Евангелие 1701 г. «Евангелие в лист, Московской печати, 1701 года, на полуалександрийской бумаге на нем средник и угольники серебряные; в средине изображен Вседержитель. На нижней доске средник и угольники медно-посеребренные».
Евангелие 1717 г. Достоверных данных об использовании в Троицкой церкви данного Евангелия в нашем распоряжении нет. Имеются лишь не слишком убедительные упоминания в некоторых публикациях. С той или иной степенью вероятности можно допустить, что оно аналогично тем, которые использовались, например, в Богоявленской,Владимирской и Всесвятскойцерквях.
Евангелие 1766 г.«Евангелие в лист, Московской печати, на полуалександрийской бумаге, 1766 года; обложено алым бархатом; на нем верхняя доска серебряная – вызолоченная, 84 пробы, с пятью финифтяными образками: Воскресения Христова и Евангелистов; на нижней доске – средник, угольники, ножки, застежки также серебряные, позолоченые».
Евангелие 1892 г.«Евангелие в лист, печатано в Москве 1892 года на александрийской бумаге. Верхняя доска, нижняя и корешок серебряно-вызолоченные. На лицевой стороне вычеканено Воскресение Христово и Евангелисты, а на задней – Святая Троица. Та и другая сторона украшена эмалью»(см.: Яхонтов А. К. Церкви города Симбирска (ист.-археол. описание) : в память 250-летия города. – Симбирск : Типо-литогр. А. Т. Токарева, 1898. Вып. 2 : Церкви на горе. – С. 42, 56).

Успенская церковь

С учётом весьма непростой истории Успенской церкви не удивительно, что в ней имелись весьма редкие экземпляры старинных Евангелий.
Евангелие 1606 г. (напрестольное), «…напечатанное в 7113 году в царствующем граде Москве при державе Благовернаго и Христолюбиваго Государя Царя и Великаго Князя Василия Ивановича(Василий Иванович Шуйский (1552-1612) – представитель княжеского рода Шуйских (суздальской ветви Рюриковичей), с 19 [29] мая 1606 г. по 17 [27] июля 1610 г. – русский царь (Василий IV Иоаннович), последний из Рюриковичей на русском престоле. – авт.) всея Русии в первое лето благовернаго его царствия при пастве святейшаго Ермогена патриарха Московскаго и всея Русии(Ермоген (или Гермоген, в миру Ермолай, ок. 1530 – 1612) – известный церковный деятель эпохи Смутного времени, патриарх Московский и всея Руси (в 1606-1612 гг.). – авт.), в первое лето святительства его»(см.: Яхонтов А. Церкви города Симбирска (ист.-археол. описание) : в память 250-летия города. – Симбирск : Типо-литогр. А. Т. Токарева, 1898. Вып. 2 : Церкви на горе. – С. 147-148). В 1855 году на это Евангелие была сделана серебряная оправа; средник Евангелия, распятие, и евангелисты – чеканные.
Нельзя не отметить, что Евангелие 1606 г.– один из первенцев отечественного книгопечатания, отличающийся высоким художественным мастерством исполнения:орнаменты и фигурные композиции выполнены с богатой выдумкой, а заставки и буквицы отличаются изяществом и лёгкостью. Что не удивительно, т. к. типограф, изобретатель, один из первых специалистов-переплётчиков в отечественном книгопечатании Анисим Михайлович Радишевский (? – ок. 1630 г.), напечатавший его, является одним из выдающихся людей своего времени. К сожалению, экземпляр Евангелия, имеющийся в Отделе редких книг и рукописей Дворца книги не сохранил ни своего внешнего убранства, ни первозданного печатного облика:на некогда малиновом бархате, которым обтянуты доски переплёта, имеются разрывы и загрязнения, серебряный оклад утрачен, обрезаны, видимо сильно обветшавшие, поля, а вместе с ними и древние «служебные» записи. Однако текст Евангелия остался практически нетронут временем.

Евангелие. 1651

Евангелие 1628 г. было напечатано в Москве при первом русском царе из династии Романовых (правил с 27 марта [6 апреля] 1613 г.) Михаиле Феодоровиче (1596-1645) и его отце, Патриархе Московском и всея Руси Филарете (в миру Фёдор Никитич Романов, ок. 1553 – 1633): «… оно в бархатном переплете малиноваго цвета, средник и евангелисты – медные, позолоченные». Удивительно, но почти 400-летнее Евангелие прекрасно сохранилось. Время практически не тронуло ни 500 листов текста, ни оклад из «венецианского» серебра тонкой работы.

Евангелие 1637 г.«Евангелие, напечатанное при патриархе Иосафе(Иосаф I (?-?) – Патриарх Московский и всея Руси (в 1634-1640 гг.).– авт.) в Москве в 7145 году (1637 г. – авт.); оно в переплете, обложено малиновым бархатом; средник и евангелисты – медные, позолоченные; кругом обложено серебром; ножки и застежки литыя; на евангелии – полистовая надпись особенно характерна: “лета седмыя тысещи сто четоредесять шестого году (1638 г. – авт.) декабря в 15 день сию книгу евангелие напрестольное положил к церкве Живоначальные Троицы к пророку Захарию(Захария (זְכַרְיָה Захарьяху, ивр. «Господь вспомнил») – один из двенадцати малых пророков. – авт.) и чюдотворцу Николе Иван Захарев Часвиязев ввотчину свою Тверскаго уезда всело Троецкое ахто сию книгу похочет украсти или затаить или злохитрием своим украдет и тот буди проклят от всего вселенского собору в нынешний и в будущий век а сю книгу евангелие подписал Иванов человек Захарьева Часвиязева Ларька Иванов”»(см.: Яхонтов А. Церкви города Симбирска (ист.-археол. описание) : в память 250-летия города. – Симбирск : Типо-литогр. А. Т. Токарева, 1898. Вып. 2 : Церкви на горе. – С. 148).

Остаётся только гадать, каким образом книга из Тверского уезда попала в Симбирский край. К большому сожалению, и переплётные доски, ни тем более оклад не сохранились, но, судя по золотому тиснёному обрезу, оклад был чрезвычайно богатым.

Евангелие 1651 г., «напечатанное при патриархе Иосифе(Иосиф (?-1652) – шестой Патриарх Московский и всея Руси (в 1642-1652 гг.). – авт.) в 7159 (1651. – авт.)году на полуалександрийской бумаге небольшаго формата; на нем переплет, корешек, верхняя и нижняя доска обложены чеканным серебром; ножки и застежки – литыя; это евангелие в 1868 году украшено «от усердия» священником Саввою Банцековым (Савва Андреевич Банцеков (?-?) – первый единоверческий священник г. Симбирска. – авт.)»(см.: Яхонтов А. Церкви города Симбирска (ист.-археол. описание) : в память 250-летия города. – Симбирск : Типо-литогр. А. Т. Токарева, 1898. Вып. 2 : Церкви на горе. – С. 148). Это полный по составу экземпляр Евангелия (см.: Евангелие. – 4.VI.1651 (28.XI. – 04.VI.7159), аналогичный имевшемуся в Богоявленской церкви(см. выше).

Владислав Ястребов (yastrebov73@gmail.com)
Венера Морозова (veneraork@mail.ru)

Расширенная версия материала, опубликованного в журнале “Мономах” №5 (107)-2018

Свежий выпуск
2018 декабрь №6