Ленин в тебе и во мне

Вернуться к статьям

«Если б можно было увидеть Ленина живым, стать свидетелем его полемических споров с друзьями и идейными противниками, наблюдать за его работой, как в тех немногих, но драгоценных документальных кадрах. Если б можно было!..»  , – писал Анатолий Иванович Устюжанинов. По иронии судьбы ему суждено было оживить образ Вождя Революции на киноэкранах и театральной сцене.

Редкий дар природы и труда для зрителя.
Это чудо-сплав артиста и мыслителя.
Каждый раз, когда на сцену вышел он,
Снова мощью Ленинского слова потрясен.
Чтобы в образ Ильича вот так включиться,
И родиться нужно так, и так трудиться!
Николай Левинтов, кандидат исторических наук, профессор

Анатолий Иванович родился 20 января 1934 года в Кирове. Актерская карьера будущего Народного артиста РСФСР началась на подмостках Кировского областного театра юного зрителя. Уже тогда Устюжанинов увлекся темой Ленина: прослушивал записи его речей на пластинках, читал воспоминания о нем, изучал биографию. Правда, играть роль молодого Ленина Устюжанинову пришлось не в родном театре, а на сцене Красноярского краевого драмтеатра.
Режиссер из Красноярска заметил молодого актера на занятиях в лаборатории Товстоногова. Подошел и сказал: «Вы Ленина не играли?» – «Нет». – «Мечтаете?» – «Да»…
Премьера спектакля «Гонцы весны» состоялась в 1962 году 22 апреля, в день рождения Ильича.
Люди, знавшие Ленина, отмечали сходство актера и точную передачу ленинского «интеллектуального обаяния».
Народная артистка РСФСР В.П. Строева вспоминала, как после первого выступления Устюжанинова в Москве в Большом зале Центрального дома актера с ленинской концертной программой зрители долго не расходились.
Герой Советского Союза, летчик М.Г. Клименко, побывав на трех концертах Анатолия Ивановича, попросил его оставить автограф в своем удостоверении.
Одновременно с игрой в спектаклях, Устюжанинов создает для чтения с эстрады многоплановую документальную композицию «Ленин в тебе и во мне», включающую отрывки из статей вождя, документы и воспоминания. Преобладающая часть ленинских строк, вошедших в его композицию, никогда прежде не звучала со сцены, не была предметом художественного освоения.
В 1965 году Анатолий Иванович вернулся в Киров, где служил актёром областного театра им. С.М. Кирова до конца 1971 года. На сцену он выходил с документально-публицистическими программами, в основе которых лежали труды Ленина, внимательно исследованные Устюжаниновым.
В 1972 году по приглашению первого секретаря ульяновского обкома КПСС А.А. Скочилова актер переехал в Ульяновск. Поступил на работу в областную филармонию и театр драмы. Именно тогда у Анатолия Ивановича зародилась мысль подготовить моноспектакль об Ильиче.
В феврале 1992 года он перешел на работу в театр одного актёра при историко-культурном центре В.И. Ленина. Документальный цикл выступлений Устюжанинова под общим названием «Товарищ Ленин» представлял собой органический сплав ленинского интеллектуального наследия с фактами его жизни, живое воплощение мысли и чувства вождя на сцене.
Летом 1980 года Устюжанинову пришло приглашение из «Мосфильма». Предлагали пробоваться на роль Ленина в советско-мексиканско-итальянском фильме режиссёра С.Ф. Бондарчука «Красные колокола» (часть 2 – «Я видел рождение нового мира») по книге Джона Рида «Десять дней, которые потрясли мир».
Актера попросили сообщить рост, цвет волос, глаз, волос, прислать фотографии в гриме Ленина. Пробы с Бондарчуком проходили в обстановке сильнейшего волнения. Принципиальным для известного режиссера было решение обрить голову любого актера, которому бы ни предстояло сыграть роль: «Надо, чтобы каждый сантиметр лица был живой. Мы не хотим, чтобы были налепки. Будем брить голову».
18 декабря 1980 года Анатолий Иванович был утвержден на самую значительную роль в своей карьере. В «Мосфильме» к нему был прикован всеобщий интерес. Его рассматривали, ощупывали, знакомили с ответственными работниками, и удивлялись: «Как мы Вас раньше не знали?!». Режиссер Сергей Бондарчук говорил об Устюжанинове : «…он пропитан материалами о Ленине, работает с предельной самоотдачей…».
Сам актер вспоминал: «Я бывал и раньше на кинопробах В.И. Ленина, знал насколько это сложно, какая идет конкуренция. На этот раз положение осложнялось еще одним неожиданным обстоятельством: в сцене встречи Ленина и Джона Рида Владимир Ильич говорил на… английском языке. В помощь дали преподавателя из МГУ. Накануне нашей сцены Бондарчук пригласил меня, Франко (Франко Неро – сыграл роль Джона Рида, – прим. авт.), переводчиков и предложил: «Прочитайте». Мы прочитали. Я был доволен тем, что ни разу не сбился, не заикался, не заглядывал в бумажку, сказал все. Хорошо или плохо – не знаю, но сказал все! Повисла пауза. Вдруг Франко Неро произносит: «Фантастик!»… Что это он? О чем? Вдруг Франко – через переводчицу: «Первый раз слышу такое произношение»… Наша часть киногруппы ликовала».
Весь фильм был решен Сергеем Бондарчуком как масштабное эпическое полотно, проникнутое пафосом революции. В его кадрах запечатлены события с момента приезда Ленина в Петроград и встречи его с питерскими рабочими, солдатами, военными моряками на Финляндском вокзале до провозглашения Владимиром Ильичем на II Съезде Советов первого, поистине исторического декрета рабоче-крестьянского правительства – Декрета о мире.
«Красные колокола» увидели кинозрители многих стран мира. Его создатели были удостоены Государственной премии СССР. В 1985 году кинокартина получила премию за лучший иностранный фильм на фестивале в Индии.
Практически вся творческая деятельность Устюжанинова была связана с именем В.И. Ленина, образ которого он воплотил на сцене театра, в кино и на радио. Его слушали не только в СССР, но и в Англии, Болгарии, Дании, Германии, Италии, Румынии, Чехословакии, Нидерландах, Финляндии, Эфиопии и других странах.
За воплощение образа Владимира Ильича Ленина в 1977 году Устюжанинову было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР, а в 1983 году – Народного артиста РСФСР. До самых последних дней жизни Анатолий Иванович получал много писем. Все их авторы были единодушны в оценке актерского мастерства: «На Ваших концертах возникает ощущение близости вождя!», «Казалось, что живой Ильич посетил наш сельский клуб», «Необыкновенно трогает живой Ленин»…

Рената Ильязова

Подготовлено на основе документов
и материалов личного фонда
А.И. Устюжанинова
ГАНИ УО

Опубликовано в журнале “Мономах” № 6-2017

Свежий выпуск
2019 июнь №3