Летопись увековечения Аркадия Пластова

Вернуться к статьям

История увековечения памяти народного художника СССР Аркадия Александровича Пластова (1893-1972) насчитывает почти полвека. В год 125-летия со дня рождения живописца Антон Долматов рассказал о грандиозных советских проектах и замыслах 1970-1980-х годов, заложивших основу мемориального историко-культурного комплекса в Прислонихе Карсунского района, связанного с именем А.А. Пластова.

В советский период прославление памяти признанного классика изобразительного искусства СССР было государственной задачей.

Вскоре после кончины живописца Совет Министров СССР за № 37 от 12 января 1973 г. «Об увековечении памяти народного художника СССР А.А. Пластова» постановил: соорудить надгробие на могиле художника в Прислонихе, создать мемориальный музей на малой родине на правах филиала Ульяновского областного художественного музея, установить бюст живописца в Ульяновске и мемориальные доски на доме в Прислонихе, на доме № 1/15 по Котельнической набережной в Москве, где жил художник, издать монографию о жизни и творчестве.

В 1976 г. в Москве и 1978 г. в Ленинграде прошли самые крупные посмертные персональные выставки А.А. Пластова. Большие памятные юбилейные выставки организовывались в Ульяновском художественном музее, собрание которого стало пополняться пластовскими произведениями.

Богоявленская церковь. Рисунок архитектора П. Агапкина. 1980-е

В Ульяновской области и в Москве приступили к организации музеев А.А. Пластова. Музей художника в столице создавался по решению Совета Министров РСФСР от 14 мая 1979 г. № 259 «Об организации в г. Москве музея художника А.А. Пластова».

В Замоскворечье в особняке на Черниговском переулке, дом 9/13 предполагалось открыть музей после капитального ремонта в 1990 г. Уже в 1988 г. столичный музей А.А. Пластова привёз выставку произведений в Ульяновск, – это был первый крупный проект московского музея. Тем не менее, музей в столице так и не открылся, в 1992 г. после распада СССР особняк был передан Международному фонду славянской письменности и культуры.

Драматичной оказалась история создания мемориального музея А.А. Пластова в Прислонихе. К проектированию будущего музея в Ульяновской области приступили в 1970-е гг. Архитектор Валентин Николаевич Филимонов подготовил проект в 1976 г., в целом отражающий стремление к архитектурной грандиозности 70-х гг. в Ульяновске. Сам архитектор отмечал: «Для максимальной увязки нового здания с низкой застройкой принят объёмный вариант минимальной высоты… Колористическое единство старого и нового потребовало использования в отделке фасадов традиционных материалов – камня, дерева. Исключением, пожалуй, будет относительно большое применение стекла в решении главного входа, отражающего идею гостеприимства и общественный характер сооружения».

Первый секретарь Ульяновского обкома КПСС А.А. Скочилов, незадолго до своей смерти, одобрил проект В.Н. Филимонова, однако дальнейшей реализации так и не последовало. Сам же архитектор впоследствии отмечал, что работа над проектом музея была «подарком судьбы», но родине художника не повезло, так как проект «остался пылиться на архивных полках «Гражданпроекта».

Вид на усадьбу Пластова со стороны речки Урень. Рисунок архитектора П. Арапкина. 1980-е

8 декабря 1978 г. распоряжением Совета Министров РСФСР № 1985-р усадьба А.А. Пластова в Прислонихе была взята под охрану как памятник государственного значения. В связи с этим Ульяновский облисполком 3 марта 1980 г. постановил изыскать средства на строительство частного дома, мастерских, надворных построек для семьи художника взамен мемориальной усадьбы, которая должна была стать частью музейного комплекса. Также решили сделать заказ ленинградскому институту «Ленгипрогор» на разработку проекта охранных зон мемориального памятника культуры «Усадьба народного художника СССР А.А. Пластова» и генерального плана музея-заповедника в Прислонихе и окрестностях.

В советский период существовал «камень преткновения» в вопросе создания музея-усадьбы А.А. Пластова – это реставрация церкви Богоявления Господня в Прислонихе.

Жена Николая Аркадьевича Пластова – Елена Николаевна Холодилина отмечала:

«В то время уже многие культовые памятники были взяты государством под охрану. Николай Аркадьевич добился, чтобы и нашу Богоявленскую церковь тоже внесли в охранный список. Но местное руководство было против восстановления. Деньги, выделенные под музей-усадьбу, быстро расходились на другие нужды: школу новую построили, дороги, пруды почистили. И вот Николай Аркадьевич вместе с Томским (Н.В. Томский – скульптор, народный художник СССР, президент АХ СССР. – А.Д.) и Аникушиным (М.К. Аникушин – скульптор, народный художник СССР. – А.Д.) пришёл на приём к первому секретарю обкома партии, а тот им сказал: «О церкви даже не заикайтесь». Ничего нельзя было сделать. Когда область возглавил Геннадий Васильевич Колбин, Николай Аркадьевич и ему выдвинул ультиматум: пока не начнёте церковь восстанавливать, я не дам согласие на другие реставрационные работы. Колбин его поддержал, и дело сдвинулось с мёртвой точки».

Николай Николаевич Пластов также подчёркивал, что после встреч его отца с Г.В. Колбиным, на одной из которых в Прислонихе первого секретаря по его просьбе даже повозили по пластовским местам, начались серьёзные сдвиги в деле увековечения памяти живописца.

В 1986 г. на карте Ульяновска появился бульвар Пластова, в том же году Ульяновский облисполком принял решение: «О подготовке к 100-летию со дня рождения народного художника СССР А.А. Пластова».

Проект мемориального музея в Прислонихе. Архитектор В. Филимонов. 1976

К столетию живописца в 1993 г. решили открыть мемориальный музей, а также ежегодно с 1987 г. в Ульяновске и Прислонихе проводить торжественные мероприятия под общим названием «Пластовские дни».

5 июля 1986 г. в присутствии Г.В. Колбина и Н.А. Пластова была открыта Пластовская картинная галерея в Ульяновске в здании на Гончарова, 16.

Специалисты Средневолжского филиала института «Спецпроектреставрация» начали проектные работы по реставрации мемориальных объектов, был разработан проект зон охраны в Прислонихе и окрестностях, утверждён генплан села. Кроме усадьбы Пластова предполагалось реставрировать усадьбы Д. Глухова и Е. Шарымовой, церковь со сторожкой, здание правления колхоза, старую баню Пластовых, ветряную и водяную мельницы с прудом, мост через речку и участок бывшего Московского тракта, восстановить родники. Как писал в конце 1980-х гг. Юрий Васильевич Козлов, в тот период главный инженер проектов вышеназванного института, в зону регулирования застройки проектировщиками была включена практически вся Прислониха, в зону охраняемого ландшафта вошла территория в 4.460 гектаров, связанная с созданием пластовских произведений.

К празднованию столетия живописца решением облисполкома за № 49 от 2 февраля 1988 г. создали музей «Усадьба народного художника СССР А.А. Пластова» в Прислонихе – филиал Ульяновского областного художественного музея. Первым заведующим музея с 1988 г. был Виктор Николаевич Крапивин, с 1996-го – Любовь Александровна Ерине, с 2001 г. – Нелли Валентиновна Спешилова, с 2010 г. – Игорь Леонидович Романов.

В конце 1980-х гг. высказывались идеи будущих туристических маршрутов, которые должны связать Прислониху с рабочим посёлком Языково, с сёлами Аксаково и Комаровка, то есть, охватывались места, связанные с именами А.А. Пластова, Н.М. Языкова, А.С. Пушкина, С.Т. Аксакова, В.В. Киселёва. Однако произошло то, что мало кто мог предполагать. В 1991 г. в Прислонихе пожар уничтожил новый дом, строившийся для семьи Пластовых, взамен мемориальной усадьбы, которая должна была стать частью музейного комплекса. Вскоре произошёл распад СССР и финансирование реставрационных работ осложнилось. В итоге, на столетие живописца в Прислонихе 29 мая 1993 г. был открыт музей художника в воссозданном к тому времени здании правления бывшего колхоза им. М.И. Калинина, которое изначально предполагалось использовать для фондохранилища.

Следует отметить, что в новом столетии, за последние 15 лет, в Ульяновской области были открыты памятник и музей в Ульяновске, проводятся Международные ассамблеи художников «Пластовская осень», Прислониха получила статус достопримечательного места. Огромное значение имеет позиция губернатора С.И. Морозова, что особенно сильно проявилось в вопросе восстановления Богоявленской церкви в Прислонихе после трагического пожара.

По инициативе главы региона 5 мая 2017 г. создан Историко-художественный музей-заповедник «Прислониха – Родина А.А. Пластова». Мемориальная территория на малой родине живописца в полной мере должна раскрыть потенциал и стать одним из притягательных центров культуры и туризма.

Антон Долматов

Опубликовано в журнале “Мономах” № 2 за 2018

Свежий выпуск
2019 апрель №1