О революции, Ленине и СССР

Вернуться к статьям

Великой российской революции исполнился вековой юбилей. За это весьма внушительное по человеческим меркам время сменились уже три-четыре поколения людей. И, конечно, для нынешней молодёжи в силу временной отдаленности и сама революция, и последующие эпические десятилетия великих свершений и трагедий, побед и поражений часто предстают крайне мифологизированными и напрямую практически не соотносятся, не коррелируются с их нынешней жизнью и проблемами. А на вопросы о том, что ты знаешь о революциии её детище – Советском Союзе – большинство молодых отделываются общими словами: «Да, была революция». Можно в ответ услышать и сентенции о том, что, мол, «зря большевики царя свергли. Из-за этого прервалась историческая линия развития страны, и мы оказались по другую сторону от всех «цивилизованных стран», в последующих же событиях и войнах погибли тысячи и миллионы людей».

Если завести речь об СССР даже со студентами, то в их обрывистых суждениях услышим об «одинаковых мыслях и одежде», «отсутствии правды и свободы, возможностей для самореализации», «тотальной атмосфере страха и репрессиях», и тут же, с некоторым недоумённым сожалением многие признаются, что их родителям, дедушкам и бабушкам жить в СССР нравилось больше, чем в сегодняшней России, они очень хорошо помнят и ценят, что была дружба между народами, что невиданных высот тогда достигли наука и техника, что много строили, было интересно жить…».

В большинстве же молодых голов, увы, настоящая каша. Через штампованные ответы и часто отстранённые выражения лиц так и сквозит тотальная «выключенность» молодых из революционно-советского пласта истории родной страны, который, между тем, буквально взорвал весь сложившийся к началу ХХ века мир, а в нашей стране был осуществлён небывалый социальный эксперимент всемирного значения. Кто и что бы ни говорил сегодня, но Великий Октябрь был самым значимым событием минувшего века, которое определило нынешний вектор развития всего человечества.

А чтобы прояснить ситуацию лучше, давайте попробуем вместе прикоснуться к самым острым темам советской истории, которые, как принято говорить, находятся в тренде общественной дискуссии. Начнём:

Зачем и почему произошла революция? Кто сверг НиколаяII?

Оправданны ли понесённые жертвы?

Генезис любой революции, и тем более Великой, процесс исключительно многослойный и сложный. И никогда он не бывает беспричинным и случайным. Революция происходит, когда смыкается комплекс условий и факторов, которые делают невозможным плавное разрешение накопившихся противоречий. А в России к 1917 г. их накопилось в избытке: элиты страны занялись интригами, политиканством и напрочь забыли о смыслах бытия России;обнищавший народ устал ходить к царю с хоругвями, жесткая поступь столыпинских реформ безжалостно рушила сельские общины и, одновременно, миллионы человеческих судеб; кровавые жертвы Первой мировой войны будили солдатский гнев; клановость и предательство на самых высших этажах власти вкупе с моральной деградацией дворянства подрывали основы государства; ритуальные пляски с «бубном демократии» со стороны внутренней либеральной оппозиции разжигали страсти амбициозных, и часто безответственных, деятелей. Народ же бедствовал. Даже в столице начались перебои с продовольствием, шли забастовки, в самом воздухе застыли тревога, предчувствие беды. И она грянула. Причём заговор был осуществлён совсем не большевиками, а либеральной группировкой, которую представляли кадет П. Милюков, октябрист А. Гучков, трудовик А. Керенский при поддержке высшего офицерства. Николай II от власти был отстранен. И только осенью, в октябре, обессилевшую власть в стране перехватили большевики во главе с В.И. Лениным. Кроме них взяться за установление порядка в России не смог тогда никто.

Да, революция и не может быть доброй и приятной. Этот болезненный инструмент всегда применяется как крайняя, вынужденная и решительная мера для уничтожения отжившей и открытия дороги новой эпохе, которая желанна и ожидаема многими. А жертвы… Оправдать их нельзя. Можно только склонить голову и принять к сведению, что результатом революции стал великий светлый эксперимент – могучее государство Союз Советских Социалистических республик – первая в мире реальная попытка создать принципиально новое общество, новую модель жизнеустройства, которая достигла высшего уровня развития исторической России. Каждому была открыта свобода мечтать, верить в себя и свою страну, растить крылья для полёта. Такого в мире не было НИКОГДА!

Ленин – все-таки он положительный или отрицательный герой нашей истории?

Вопрос серьёзный и обоснованный. Особенно после трёх десятилетий его «охаивания» в отечественной прессе. Можно согласиться, что приторное засахаривание образа Ильича в советские годы преступило все возможные пределы. Без ссылки на его труды не всегда возможна была публикация чуть ли не кулинарных рецептов. Но следует понимать, что это не вина самого Ленина, он по жизни был весьма скромным человеком, скорее спартанского типа. Злую шутку с ним сыграли наши российские холопство и лесть, которые были взращены ещё в царские годы, о чём ярко писали Салтыков-Щедрин и другие мастера пера. А вот преодолеть эту тенденцию не смогла и партия большевиков. Отсюда, мы помним, и «дорогого Никиту Сергеевича», и «великого победителя на Малой земле»…

Ленин же, провозглашённый вождём, оказался, с одной стороны, заложником сложившейся системы чинопочитания, а, с другой, его авторитет неумеренно и навязчиво использовали все, кому жутко хотелось блеснуть эрудицией и верноподданичеством. Но со временем, когда реалии жизни стали слишком явно не совпадать с предначертаниями вождя и партии, идеальный образ стал тускнеть. К тому же следует понимать, что при всём своём величии, Ленин в некоторых вопросахи ошибался, а своими резкими высказываниями порой давал реальные поводы для критики. Вот в годы перестройки и развала СССР его оплошности и оказались кстати. С его образа не только содрали весь былой лак, но и попытались втоптать в грязь, оболгать. Радует, что полностью осуществить это не удалось.

Заслуги Владимира Ильича перед Россией и всем миром неоспоримы. В 1917-м именно он с соратниками сумел выдернуть страну их хаоса разрухи и социально-политического разложения. Безусловно, его нельзя представлять ангелом, он был живым человеком со своими страстями, своим характером и противоречиями. Уинстон Черчилль, к примеру, писал о нём: «Ни один азиатский завоеватель, ни Тамерлан, ни Чингисхан, не пользовались такой славой, как он. Непримиримый мститель, вырастающий из покоя холодного сострадания, здравомыслия, понимания реальной действительности… Он ниспровергал Бога, царя, страну, мораль, суд, долги, ренту, интересы, законы и обычаи столетий, он ниспровергал целую историческую структуру, такую как человеческое общество…[Но] он один мог вывести Россию из трясины…[Для русских людей] величайшим несчастьем было его рождение, но их следующим несчастьем была его смерть». А Махатма Ганди счёл нужным сказать: «Идеал, которому посвятили себя такие титаны духа, как Ленин, не может быть бесплодным. Благородный пример его самоотверженности, который будет прославлен в веках, сделает этот идеал еще более возвышенным и прекрасным». Поэтому нужно уметь возвыситься над обывательскими толками и отдать должное этому неординарному человеку. В мире до сих пор именно он самый известный российский политический деятель. Только в последние годы в ряд с ним встал В.В. Путин.

В.Н. Зинин. Вооруженный народ. 1966

Был ли Советский Союз идеальным обществом и государством?

Вряд ли можно ответить на этот вопрос однозначно. Зрелость советского общества и государства сложились не сразу, на это ушло много лет. На каждом из этапов его развития возникали и, как правило, успешно преодолевались разные проблемы. Но конкретные недостатки и беды, даже трагедии, безусловно, были. Если в первые десятилетия после революции из-за низкого потенциала экономики и жуткой послевоенной разрухи имели место даже голодные годы, велась жесткая и болезненная для народа классовая борьба с контрреволюцией, то в 1960-1980-е стали реальностью иные проблемы. Шло все большее огосударствление партии. При значимом общем росте культуры и благосостояния стали нарастать такие явления, как бюрократизм, пьянство, блат, по существу слепое некритическое западопоклонство и потребительство, когда обладание модными и дефицитными вещами становилось для немалого числа людей предметом обывательской гордости и ложного понимаемого престижа. Не случайно общество в те годы резко выступило против омещанивания. При этом благосостояние населения росло неостановимо: люди получали новые квартиры, увеличивалось количество и качество товаров народного потребления, зримо умножались возможности для отдыха, спорта, туризма. Следует подчеркнуть, что именно на это – самое необходимое – расходовались ресурсы страны, на изыски сил тогда не хватало. Однако объективно потребности и ожидания людей росли быстрее возможностей страны их удовлетворять, особенно проявлялось это у молодёжи, на долю которой не выпали испытания предыдущих эпох, и они воспринимали явления жизни, как говорится, «с чистого листа». А картинки «западного праздника жизни» не спеша, но настырно разъедали умы тех, кому не терпелось прильнуть к «цивилизации».

Были, безусловно, и другие вопросы, вызывавшие в обществе напряжение. В запале нынешних споров можно, к примеру, услышать, что в советское время очень мешали жить дефициты на наиболее востребованные товары, что без «блата» (знакомства) не всё можно было купить, трудно было установить дома телефон, осуществлялась цензура, кому-то не нравилась обязательность срочной военной службы… Однако все эти темы объективно можно оценить только через призму конкретной исторической ситуации. Да, не все товары, как сейчас, можно было в любое время свободно приобрести. Но все это находилось в развитии, уровни и качество жизни росли постоянно, но, при копеечных ценах на основные товары, они раскупались очень быстро, особенно такие востребованные и дешевые, как колбаса, сливочное масло, элитные сорта рыбы и т.п. Но основной ассортимент на всех полках магазинов, причем качественный и запредельно дешёвый, имелся всегда. Да что говорить, если цена хлеба была ниже себестоимости зерна, из которого он выпекался. Аналогичная ситуация и с массой иных «проблем». Несмотря ни на объективные трудности, ни на разгоревшуюся холодную войну, все они последовательно и успешно решались: жилье строилось ударными темпами, самая современная музыка всегда была у её почитателей, ассортимент товаров увеличивался непрерывно. Что же касается срочной военной службы, то для подавляющего большинства парней она была делом не только естественным, необходимым, но и служила предметом гордости. Прятались от неё единицы.

Советская страна стремительно развивалась, и народ в целом до середины 1980-х чувствовал это, поддерживал и связывал с этим свои жизненные планы. И только целенаправленная системная работа по дискредитации советского образа жизни, особенно усилившаяся на финальном этапе страны со стороны доморощенной пятой колонны и западных пропагандистов стала раскачивать стабильную ситуацию в стране и, в конечном итоге, с помощью предателей во власти привела к её развалу.

Почему в стране был «тоталитаризм»?

Тоталитаризм – какое удивительно сильное и тревожащее слово… Слышишь его, и перед глазами сразу возникает образ чего-то страшного, тёмного, постыдного… А, между тем, это не что иное, как ментальный вирус, образчик современного беспощадного идеологического оружия, разрушающего уважение и любовь недостаточно стойких людей к своей стране. Оружие такого рода настойчиво и умело применялось против СССР, и, что важно заметить, продолжает использоваться и сейчас.

Стоит, однако, обратить внимание на то, что в соответствующей литературе до сих пор нет обоснованной и общепризнанной формулировки слова тоталитаризм, его объективный смысл так и не раскрыт. Чаще всего, его определяют как форму общественного устройства, характеризующуюся полным (тотальным) контролем государства и правящей партии над всеми сторонами жизни общества.Что ж, давайте заглянем в СССР.

Бесспорно, в стране имелись идеалы, духовно-нравственные ценности, законы, которые разделялись и поддерживались народом. И, конечно, они защищались. Причём не только органами правопорядка, но и обществом, СМИ стояли на их страже. Абсурда поэтому не допускалось. И давайте не будем забывать о том, что произошло потом, когда в конце 80-х защита эта ослабла: живая, растущая страна на два десятилетия погрузилась в смуту развала. Погибли миллионы.

Нужно уметь отделять зёрна от плевел, правду от лжи. Конечно, полностью отрицать излишнюю опеку со стороны госорганов и партии в то время было бы неверным. Но это точно не являлось тоталитаризмом, как пытаются представить наши завзятые «партнеры».

Какие ошибки привели к гибели Советского Союза?

Ключевые ошибки, собственно, обозначил и предостерёг от них сам В.И. Ленин ещё в 1921 г. «Перед нами, – сказал он, – стоят три главных врага: коммунистическое чванство, безграмотность и взятка». И оказался прав. Как это ни печально, но многие из руководителей со временем стали привыкать к привилегиям, хуже слышать и понимать нужды масс. Особенно эта тенденция усилилась в 70-80-е гг., когда соблазнов стало больше. А кто-то решился ступить на путь морального перерождения и предательства, самые продвинутые быстро стали «прорабами перестройки» и из парткомов мигом перепрыгнули в банкиры и олигархи.

Буйствовал и такой враг, как безграмотность. Образованных людей, специалистов-профессионалов в стране было много, но чтобы грамотно управлять страной необходимы весьма специфические знания и умения. Вот их часто и не было. Эта нехватка компенсировалась надеждой на вышестоящих как бы «более умных» начальников. Зашкаливала и «зашоренность» догмами общественной науки. Десятилетиями она начётнически топталась на «трёх составных частях марксизма-ленинизма», не решаясь осмыслить реальные процессы в стране и за рубежом. Серьёзная ошибка была допущена ещё на ХХ съезде, когда громко был провозглашён тезис о непрерывно возрастающих потребностях советского человека и назначена дата наступления «коммунизма». Имели место и ошибки в понимании сути социализма, в оценке психологии и мотивации людей в условиях стремительной научно-технической революции, в роли этнического фактора в многоэтнической стране. Недооценёнными оказались и внешние силы, развязавшие против СССР холодную войну, беспрерывно стремившиеся размыть и разрушить идейное единство страны и склонить людей к жажде потребительства и необузданного эгоизма.

Свою роковую роль в разрушении общества и страны сыграли взятка и воровство. Самое страшное, что они принесли в общество – глубокое разложение нравственности, подрыв веры в честность и справедливость.

И ещё одна глубинная ошибка. Отрицая Бога – высшее начало во Вселенной, марксизм извратил истинный смысл человеческой жизни.Вместе с грязной водой буржуазной эксплуатации и религиозного мракобесия было выплеснута, отнята сама возможность для человека следовать к своей богочеловеческой сути. Несмотря на гигантские усилия коммунистической партии и советского государства по «воспитанию нового человека», задача и вполовину оказалась невыполненной. Подлинным во всех смыслах человеком можно стать только посредством глубоко личностного осознания своего истинного предназначения и долга в этой жизни. И сегодня перед нами стоит грандиозная задача созидания условий для формирования гармоничного человека, который сможет созидать и создать разумную, справедливую и счастливую жизнь людей на планете Земля.

А Великая Октябрьская революция и созданный ею Советский Союз были первым и логическим шагом к этому новому миру.

Вячеслав Егоров

Опубликовано в журнале “Мономах” № 6 за 2017 год

Свежий выпуск
2019 июнь №3