Пластовский платок

Вернуться к статьям

А ты всё та же – лес, да поле,
Да плат узорный до бровей…

И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснёт в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка…
А. Блок

На картинах Аркадия Александровича Пластова можно увидеть изображения разнообразных произведений русского народного искусства. Это и понятно – автор был певцом крестьянского быта, любил его и всячески воспевал. Он писал стихию народной жизни, а она, по словам В. Белова, «необъятна и ни с чем несоизмерима». Его полотна отличаются стремлением к безыскусности и простоте, адекватными бытию простого народа, окружавшего его в родной Прислонихе. Жизнь деревни, труд и быт ее жителей, их горе и радости на протяжении многих лет составляли содержание творчества великого советского живописца. В его картинах все «о ладе, а не о разладе крестьянской жизни» (В. Белов).

Крынка с молоком в руках мальчика, деревянные ложки и глиняная миска в «Жатве» (1947), глиняный кувшин в портрете «Жнец» (1951-1952), плетеная корзина в картине «Летом» (1954), деревянная колыбель, кадка и глиняная миска в картине «Из прошлого» (1979-1970), плетеная корзина на холсте «Солнышко» (1965-1966), платки на двойном портрете «Бабушка Катерина с Таней Юдиной» (1960), «Девушка с граблями» (1957) – все это незамысловатые, но при этом аутентичные предметы, созданные гением русского народа. Из дерева и глины, металла и кости, кожи и соломы, ткани и шерсти он создавал шедевры, используя резьбу, роспись, лепку, гончарство, плетение.
Изображения этих знаковых вещей, буквально рассыпанные по картинам Пластова, создают эффект говорящих деталей, свидетельствующих о времени, характере героя, его социальном статусе.
Согласитесь, что было бы странно, например, изображать трактористов или косцов на природе с фарфоровыми чашками в руках или стеклянным графином. А вот глиняный кувшин, крынка или чаша – как раз под стать этому действу.
Всему свое место… И А.А. Пластов в этом смысле хорошо осознавал, какие произведения народного быта использовать в антураже своих моделей. Важно для него было то, чтобы они несли в себе утилитарность как основное качество, необходимое для сопровождения крестьянского образа. Здесь, конечно, наиболее подходящим был платок, который занимает наибольшее место в его картинах.
В семье художника хранится павловопосадский платок, некогда украшавший его модели. Он неоднократно сопутствовал героям целого ряда пластовских произведений: «Праздник урожая» (1937), «Гость с фронта» (1944), иллюстраций к поэмам Н.А. Некрасова, внося в произведения художника важный колористический акцент. Платок, выполненный в конце XIX – начале ХХ веков, дошел до нашего времени в несколько искаженном виде: обветшал, полинял, выцвел.
Идея возрождения платка появилась у Татьяны Юрьевны Пластовой (жены внука А.А. Пластова Николая Николаевича). Заместитель гендиректора ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура» В.Г. Долгов поручил воплотить замысел члену Союза художников России, лауреату Государственной премии России Татьяне Павлове Сухаревской. В 2013 году она реализовала проект по воссозданию произведения народного искусства. В возрожденном виде он получил название «Татьяна», в честь одной из пластовских героинь – Татьяны Юдашновой (Танёги). Название платка отразило не только народное звучание произведения, но и запечатлело в истории имени еще двух Татьян (Татьяны Пластовой и Татьяны Сухаревской), причастных к этому шедевру, связав одним художественным решением.)
Современному художнику Татьяне Сухаревской удивительным образом удалось заглянуть в «душу» безымянного шедевра конца XIX – начала XX веков и, приблизив его к современности, дать ему новую жизнь в нынешнем столетии. Скрупулезно, день за днем, несколько месяцев подряд трудилась она над эскизами, чутко и проникновенно воспринимая каждую деталь дошедшей через столетие ткани. Теперь современницы, благодаря труду Татьяны Сухаревской, могут украсить себя замечательным произведением народного искусства.

Справка:

Татьяна Павловна Сухаревская родилась в 1967 году в Арзамасе-16 Горьковской области (ныне город Саров Нижегородской области) в семье научных работников. С детства она любила рисовать, училась в детской художественной школе. Художественное образование получила в Московском художественно-промышленном училище им. М.И. Калинина, по окончании которого в 1987 году пришла на павловопосадскую фабрику.
Т.П. Сухаревская – член Союза художников России, Союза дизайнеров Москвы, Союза дизайнеров России, творческой комиссии Секретариата СХР по работе с молодыми художниками. Ее выставочная деятельность началась в 1987 году. С тех пор она постоянный участник всероссийских, международных, промышленных выставок. В 2000 году в составе творческой группы художников и разработчиков Т.П. Сухаревская получила Государственную премию в области литературы и искусства за 1999 год. Она также награждена Золотой медалью СХР. Художница бережно сохраняет традиции создания павловопосадского платка, ее произведения отличаются оригинальностью композиций и яркостью колористического звучания. Большое место в ее творчестве занимает восстановление старых платков и шалей: «Драгоценная», «Круги», «Медальоны», «Восточная птица», «Посадский», «Сельби», «Свадебные ленты», «Роза Востока». В ряду произведений Сухаревской важное место занимает и упомянутый платок «Татьяна», который, хоть и косвенно, сделал творчество одного художника сопричастным творчеству другого, жившего несколько десятилетий назад. Таким образом, он стал живым символом связи художественных поколений, передающих друг другу живую нить преемственности.

А.А. Пластов. Татьяна Юдашнова (Танёга). 1934-1935. Собрание семьи А.А. Пластова. Завязанный как косынка с узлом на затылке, платок Танёги, благодаря ряду обстоятельств, вошел в историю. Изображая простую русскую крестьянку, будущую женщину-мать на фоне богородичных икон, художник поднимает этот образ до поистине вселенских масштабов, развивая и продолжая вечную тему материнства, внося в нее свое понимание и звучание. И павловский платок здесь в унисон с ярким праздничным колоритом портрета становится своеобразной короной, венчающей женскую голову, охранительным символом.

Александр Греков,
оргсекретарь и секретарь по народному искусству
ВТОО «Союз художников России»,
заведующий отделом НИИ Российской академии художеств,
главный редактор журнала «Художник» и газеты «Художник России», заслуженный деятель искусств Российской Федерации,
член-корреспондент Российской академии художеств,
кандидат искусствоведения

Опубликовано в журнале “Мономах” № 4 (106)-2018

Свежий выпуск
2019 июнь №3