“Симбирская фотография”

Вернуться к статьям

Вы давно не верите в сказки и считаете, что машины времени не существует? И все же вам хочется увидеть своими глазами диковинные вещи, окунуться в атмосферу быта прошлого века, примерить элегантные костюмы в стиле модерн? Не отчаивайтесь! В увлекательное путешествие в прошлое вас приглашает музей “Симбирская фотография”. Осматривая его экспозицию, вы словно переноситесь в патриархальный мир улиц родного Симбирска начала века. Присмотритесь к старинным фотоснимкам. Перед вами не застывшие кадры, а живая история города в сценах и лицах. Дощатые тротуары, изящные фонари, деревья, шелестящие листвой на ветру. А на пepеднем плане – горожане, такие же, как мы с вами – гимназисты, мещане, семейные пары, барышни…

Удивительной по красоте жемчужиной историко-мемориального заповедника “Родина В.И. Ленина” стала “Симбирская фотография”. Подготовительная работа началась еще четыре года назад, а уникальный для города музей предстал перед посетителями во всей красе совсем недавно – в феврале 2004 года. За непростую и благородную задачу создания десятого музея заповедника взялась целая группа единомышленников: проект здания осуществлял “Спецпросктреставрация”, ведущим архитектором стала Л.М. Варюхина, художественное решение музея принадлежало фирме “Станд’Арт”. Музей стал результатом многолетних исследований известного ульяновского краеведа Сергея Львовича Сытина, а научным консультантом выступил его сын – Алексей Сергеевич. Коллекция снимков и фотоаппаратов накапливалась в фондах заповедника в течение 20 лет и пополнялась благодаря активному участию горожан.
Новое просторное здание расположилось в мемориальной части Ульяновска, на территории бывшей усадьбы А.И. Сахарова. Место выбрано не случайно, а определено самой историей. Здесь с 1904 года действовало фотоателье, в котором работали первые мастера фотографического дела – Холевин и Никаноров.

Отражая историю города, края, судьбы простых людей, “Симбирская фотография” все же отличается от художественных или исторических музеев в узком смысле этих слов. Посетителям предлагается не описание прошлого, а образно-художественная его интерпретация средствами фотографии. Для того, чтобы представить фотографическое искусство во всем многообразии стилей и жанров, в музее создано несколько залов. Проходя по ним, словно на машине времени переносишься из одной эпохи в другую. Открывая двери музея, посетитель попадает в фотопавильон конца XIX – начала XX веков. Идея воссоздания в ретро-салоне декораций и атмосферы фотографического ателье стала удачной находкой. По документальным описаниям подобные павильоны в провинциальном Симбирске представляли собой небольшие помещения, построенные по строгому архитектурному замыслу. Важно было cooтношение площадей, определенный угол наклона застекленной крыши, ориентировка на север – все это создавало оптимальное освещение. Затем помещение заполнялось разнообразной мебелью – от классики до модерна. Старые мастера опирались на традиции классической живописи и психологического портрета; интерьер, свет, композиция были для них не простой формальностью, а инструментами, позволяющими раскрыть характер человека.

По словам работников музея, фотопавильон “Симбирской фотографии” отвечает всем требованиям салона XIX века. Именно эта часть экспозиции производит самое сильное эмоциональное впечатление на посетителей. Действительно, войдя в зал, словно окунаешься в море воздуха и света. Приемная, обставленная старинной мебелью, огромное зеркало в резной раме, коиторный стол, обитый зеленым сукном, диван – все это подлинные вещи, принадлежавшие семье потомственного фотографа. Здесь же воссоздан рабочий уголок известного в Симбирске мастера фотографического дела Пирогова. Посетителям музея наряду с экскурсией предлагают почувствовать себя настоящими клиентами фотосалона и сфотографироваться па фоне декораций. Костюмы, которые может примерить каждый желающий, заказывались в театральной мастерской и полностью воспроизводят наряды конца XIX – начала XX веков: дамам предлагается повседневный наряд провинциальной горожанки в стиле модерн, а мужчинам – цилиндр и накидка “а-ля Ленский”.

Экспозиция второго зала, “связав времен невидимую нить”, стремится показать полтора века развития фотографии в Ульяновске. Самый ранний снимок в Симбирске датируется шестидесятыми годами и принадлежит Захару Блюму. Уникальны первые зимние фотографии города, сделанные Каганиным по особой, изобретенной им технике. А на картонном паспарту А.Ф. Горбунова изображена прекрасная незнакомка – муза Светопись, по преданию, появившаяся с изобретением фотоаппарата. С появлением в 1890-е годы моментальной фотографии стали возможны снимки детей и животных. Раньше посетителям фотосалонов приходилось сидеть неподвижно 20-30 минут со специальными держателями для головы и спины, и тогда процедура фотографирования превращалась в пытку для ребятишек. В следующем зале в работах фотографов запечатлена история города в XX веке. На рубеже веков получил толчок к развитию жанр фоторепортажа – своеобразная летопись истории, позволяющая отразить трагические и революционные события в стране. Фотография из художественного произведения превращается в документ, достоверно передающий облик прошедшей эпохи. На представленных в музее фотографиях запечатлены почти все важные для города события: митинги, демонстрации, разрушение Троицкого собора, появление первых самолетов, волжский мост после пожара и многое другое. Лейтмотивом, связующим в единое целое времена и жанры, стала тема взаимоотношений города и человека. Это отразилось и в творчестве двух разноплановых фотохудожников: Маркелычева и Галагозы, стремящихся передать настроение своей эпохи в 50-70-е годы XX века.

В музее есть еще один выставочный зал – галерея современного фотоискусства. За три месяца здесь были представлены фотонатюрморты и фотограммы (снимки без использования фотоаппарата) В. Дурнова и пейзажи В. Селищева. Галерея привлекает не только ульяновских мастеров: частью крупного регионального проекта стала выставка “Провинция. Нижегородские каникулы” с участием московского фотографа Мухина. В летние месяцы выставочный зал организует ряд оригинальных выставок и необычных проектов. Семья Козловских отразит свой взгляд на старинную и современную архитектуру Ульяновска под названием “Городские сюжеты”. Город на срезе времени в разностилевом вернисаже – от традиционализма до хай-тека – представит на суд зрителей арт-студия “Комбат” (Михаил Вялов, Валентин Юровских). Концепция музея претерпевает изменения и постоянно развивается. Задуманный первоначально как музей исторической фотографии XIX века, проект вышел за эти рамки и обратился к современности. Сейчас посетителям интересно увидеть и развитие технологий XXI века, что тоже входит в планы музея: готовятся к открытию новые площади, активно развиваются фотовыставки.

Музей “Симбирская фотография” привлекает людей всех возрастных категорий. Основными посетителями являются, конечно же, дети и школьники, но в субботние и воскресные дни сюда приходят всей семьей. В наши дни фотография стала делом обычным. Когда-то посещение фотосалона стоило дорого, снимки бережно хранились и передавались по наследству. Но во все времена искусство фотографии было призвано доставлять эстетическое удовольствие, дарить приятные воспоминания. Поэтому, среди повседневных забот не стоит забывать о том, что мы живем для красоты и счастья. Загляните в музей “Симбирской фотография” и подарите себе и своим близким незабываемое путешествие в прошлое!

Олеся Иваненкова

Опубликовано в журнале “Мономах” № 3 (38)-2004

 

Свежий выпуск
2019 апрель №1