ТЕАТРАЛЬНАЯ ЛЕНИНИАНА

Вернуться к статьям

Всего лишь три десятка лет назад репертуарный план Ульяновского театра драмы не обходился без спектаклей на ленинскую тему. К юбилеям Ильича особенно пристально подходили к выбору пьес Погодина, Дедюхина, Шатрова и других авторов. А в труппе обязательно требовался актёр, способный воплотить образ Ленина на родине Ленина.

Первый ульяновский Ленин

Осень 1941 года. Фашисты рвались к Москве. Ульяновск был переполнен эвакуированными, городская электростанция с трудом справлялась с поставками энергии, вечерами город погружался во мрак. Но театр работал.

Газета «Пролетарский Путь» за 11 ноября 1941 года с публикациями о премьере спектакля «Человек с ружьём»

К Октябрьским праздникам, 6 ноября 1941 года в его стенах состоялось торжественное заседание к годовщине революции. А по окончании давали премьеру – пьесу Николая Погодина «Человек с ружьем». Газета «Пролетарский путь» поместила фотографию – сидящий в кресле актер, загримированный под Ильича, говорит по телефону. Как ни парадоксально, но до этого на родине Ленина никто ни разу не воплощал на сцене образ великого земляка. И впервые актер в гриме Владимира Ильича предстал здесь перед публикой осенью первого военного года.

Павлу Молчанову в 1941 году исполнилось 39 лет. Его герою в пьесе шел 48 год. Однако, благодаря талантливой игре и работе эвакуированного с «Мосфильма» гримера Владимира Георгиевича Яковлева попадание в образ вождя революции получилось прекрасным. Об этом свидетельствует и то, что до конца года спектакль был показан 12 раз.

Честь стать первым «Ульяновским Лениным» выпала белорусскому актеру-орденоносцу Павлу Степановичу Молчанову (1902-1977). Он говорил: «Здесь, на родине Ленина, готовясь к спектаклю, я по-новому пережил и перечувствовал роль. Хотелось отдать все свое умение, все силы, чтобы играть лучше и лучше».

П.С. Молчанов в гриме В.И. Ленина

«Пролетарский путь» отвел целую страницу под высказывания актеров, зрителей и рецензентов. Профессор Ленинградского государственного театрального института, сам актер Владимир Владимирович Сладкопевцев в своей статье так оценил эту работу: «<…> Быть в роли Ленина, быть, пусть даже на короткое время спектакля конгениальным Ленину, – какая ответственная и вместе с тем какая увлекательная задача!

И с этой задачей с честью справляется в сцене первого появления В.И.Ленина – П.С. Молчанов. <…> Учтя и обработав большой материал, П.С. Молчанов отбрасывает всякую позу, всякую часто плакатную подчеркнутость того или иного внешнего характерного движения Владимира Ильича, углубляя тем самым простоту и вместе с тем глубину образа Ленина».

А другого вождя – Сталина – сыграл популярнейший ульяновский артист Михаил Дмитриевич Светлов (1893-1943), блиставший в ролях Чапаева, грибоедовского Чацкого и гончаровского Райского. Причем, для большего воздействия на зрителя, Светлов сознательно изображал своего героя гораздо старше, чем тот был в годы Гражданской войны. Михаил Дмитриевич так писал о своем перевоплощении в Иосифа Виссарионовича: «<…> Я стремился создать облик товарища Сталина не такого, каким он был <…>, а образ, приближенный к теперешнему времени, знакомый и близкий всем широким массам трудящихся». И, вероятно, для своей эпохи актер был прав, отступая от исторической правды. Сталин Светлова выглядел для зрителей тем Верховным главнокомандующим, с которым многие советские люди связывали свои надежды на Победу.

Так что на сцену шагнули: Сталин – словно из свежей кинохроники, а Ленин – из времен далекой Гражданской войны. Причем, что интересно, в репертуаре и у Молчанова, и у Светлова ранее была одна из самых желанных ролей всего мирового репертуара – Гамлет. Неожиданное сочетание: экс-Гамлет-Сталин и экс-Гамлет-Ленин на одной сцене.

Владимир Ильич в «Горе от ума» и похищение Ленина

В 1942 году белорусские актеры покинули Ульяновск. Павел Молчанов работал во фронтовой бригаде артистов, потом вернулся в родную Беларусь. Для ульяновских театралов остро встал вопрос поиска нового Ильича. 7 июля 1943 года отдел по делам искусства докладывал в обком ВКП (б): «В ближайшее время должны приехать приглашенные артисты Врубель (герой-любовник), Кондратьев (исполнитель роли В.И. Ленина, т. Ленин (герой-революц.)), Грачева (героиня) и другие».

М.Л. Кондратьев в роли В.И. Ленина в фильме «Они были первыми». Киностудия им. М. Горького, 1956

Под нового Ленина – Михаила Леонидовича Кондратьева (1906-1984) – в январе 1944 года, к 20-летию кончины В.И. Ленина ставили пьесу Николая Погодина «Кремлевские куранты». Готовились скрупулезно, однако к 21 января сыграть не удалось – не успели с первого захода получить «добро» на премьеру от сурового местного уполномоченного Главного управления по контролю за зрелищами и репертуаром (ГУРК). Премьера состоялась 4 февраля 1944 года.

Вдохновленный успехом «Курантов», режиссер Леонид Федорович Дашковский решил в 1945 году опять поставить «Человека с ружьем». Ленина вновь сыграл Михаил Кондратьев. Однако уполномоченная ГУРКа Серединская 12 апреля 1945 года высказывала замечания: «Арт. Кондратьев, исполняющий роль Ленина, не так хорош и доходчив, как в «Кремлевских курантах», но, думается, что он разыграется и на зрителе зазвучит сочнее»; «Спектакль не доходит, идет гораздо слабее, чем спектакль «Кремлевские куранты». Артист Кондратьев не ровно дает образ Ленина. Нет любимых ленинских поз и положений».

Что интересно, в начале того же 1945 года театр ставил «Горе от ума», и Кондратьеву досталась роль Репетилова, в которой он неожиданно заигрался. В акте приемки спектакля 24 февраля 1945 года отмечалось: «<…> Артист Кондратьев не нашел необходимой остроты, характерности этой роли, совершенно не смешон (каким он должен быть), местами зачем-то героичен и, что совершенно недопустимо – голосом, жестами, позой и движениями – всем напоминает его в роли Ленина, произносящего речь.

<…> Изменить образ Репетилова в исполн[ении] арт[иста] Кондратьева, совершенно изъяв всякое сходство с ролью В.И. Ленина (позы, тон). Если этого нельзя будет добиться, т[оварища] Кондратьева к исполнению этой роли не допускать». Впрочем, актер вряд ли делал это сознательно. Он играл Ленина в «Кремлевских курантах», репетировал его в «Человеке с ружьем» – и Ильич, помимо желания «вылезал» в других ролях.

Летом 1945 года Михаил Кондратьев уехал в Уфу, где преподавал в Башкирском театральном училище, а в 1950-е годы сыграл Ленина в четырех фильмах. Там его уже не упрекали в сходстве с грибоедовским персонажем.

В том же 1945 году театр едва не заполучил «настоящего» Ленина – такую фамилию носил актер из Махачкалы. Но приключилась воистину детективная история – Ленина перехватили астраханцы. В Москву 8 октября 1945 года полетела срочная телеграмма возмущенных ульяновских отделов компартпропаганды и искусств: «Артист театра Махачкала Ленин Борис Андреевич договорился о работе в Ульяновском театре, получил аванс две тысячи, назначен к исполнению ряда ответственных ролей, сообщил театру о выезде в Ульяновск. Имеем сведения, что артист Ленин перехвачен директором Астраханского театра. Категорически настаиваем вмешаться, обязать Дружбина освободить Ленина и Вашим приказом перевести в Ульяновск, в Облдрамтеатр, иначе срывается план октябрьской постановки».

Но столица холодно ответила, что однофамилец вождя переведен в Астраханский облдрамтеатр «согласно его личного заявления» и с соблюдением всех формальностей. Впрочем, для Ульяновска потеря была не велика. Борис Ленин не отличался постоянством, в 1946 году он уже покинул Астрахань и играл в Грозненском русском драмтеатре имени Лермонтова.

Явление… Ленина

Матвей Филипович Шарымов (1905-1968) был едва ли не единственным в мире актером, игравшим Ленина – и его земляком по рождению. Ведь появился Шарымов на свет, как и Владимир Ильич, в Симбирской губернии.

М.Ф. Шарымов (справа) в роли И.Н. Ульянова в спектакле «Нет прекрасней назначенья». 1960

Он родился в селе Прислониха. С детства был знаком с будущим академиком живописи Аркадием Александровичем Пластовым. Сам Шарымов в молодости увлекался рисованием и лепкой, ходил на этюды. Позже любовь к изобразительному искусству очень пригодилась актеру при работе над гримом. А еще Матвей Шарымов неплохо пел басом, играл на балалайке, умел своими руками смастерить мебель, писал стихи. В 1919 году вступил в комсомол. В 1920-е работал в Майне «избачем» – то есть заведовал избой-читальней.

Потом были учеба в Государственном центральном техникуме театрального искусства и театральные сцены Москвы, Свердловска, Перми, Душанбе, Таллина, Ленинграда и других городов. В 33 года Шарымову в Перми предложили сыграть Ленина. После сомнений и отнекиваний Матвей Филиппович приступил к репетициям. Но началась война, и впервые он вышел на сцену в образе Ильича только в победном 1945 году в Тамбове.

М.Ф. Шарымов (в центре) в роли В.И. Ленина в спектакле «Кремлёвские куранты». 1961
Работая над образом Ленина, Шарымов изучал его портреты (особенно работы скульптора Николая Андреева), многократно прослушивал пластинки, общался с личным секретарем Владимира Ильича Лидией Александровной Фотиевой, старыми рабочими Кировского завода. Блохинцев вспоминал, что только когда Шарымов «увидел фотокопии рукописей, этот легкий и стремительный почерк Ильича, его образ вдруг стал неизмеримо ближе и понятнее, он стал почти ощутимым. Это был образ «воинствующего оптимиста». В характеристике, данной актеру руководством театра в 1964 году, отмечалось: «Вершиной же мастерства в творчестве Матвея Филипповича ШАРЫМОВА является создаваемый им образ В.И. Ленина, над которым он работает 26 лет и, видимо поэтому, кроме убедительного внешнего сходства он добился глубокого проникновения во внутренний мир образа».

С 1959 года актер работал в Ульяновске. Ему довелось сыграть здесь не только Ленина, но и его отца – Илью Николаевича Ульянова. Это произошло в спектакле «Нет прекрасней назначения» по пьесе Василия Аполлоновича Дедюхина. Ульяновцы старшего поколения считали Шарымова лучшим Лениным нашего театра. Краевед Александр Николаевич Блохинцев вспоминал об одном любопытном эпизоде:

«Как-то однажды, сидя в своем рабочем кабинете, размещавшимся тогда в полуподвальном помещении здания филармонии, под сценой, я пережил потрясающий момент. Вдруг открылась дверь, и на пороге появился… Ленин… Это было что-то невероятное и невыразимое… Что это? Мираж? Галлюцинация? Я настолько оторопел и растерянно вскочил со своего стула, что… Ленин после паузы улыбнулся, и только тогда я понял, что ведь это же Шарымов!.. Он шагнул ко мне, я к нему, обнялись. Но я не сразу пришел в себя, и не сразу ко мне вернулся дар речи, а Шарымов, что называется, – расцвел, он был доволен. Потом мы оба хохотали над моим шоком и растерянностью. Вскоре он ушел, поднялся наверх, за кулисы сцены, где должен был выступить в концертном исполнении, а я долго приходил в себя после этой встречи.

В нем все так удачно сочеталось: и рост, и комплекция, и портретное сходство грима, и пальто с бархатным воротником, что все это создавало полную иллюзию личности Владимира Ильича Ленина.

Но это была не шутка. Нет! Шарымов был достаточно серьезным и ответственным по натуре человеком, чтобы позволить себе шутить таким образом. Это была проверка актером сделанного себе грима, проверка удачности этого грима, это был один из рабочих моментов его творческой лаборатории.

Для того, чтобы выступить в течение 5-7 минут, требовалась двухчасовая работа над гримом, а грим себе Шарымов делал сам и делал отлично. Вообще, ко всему, что приходилось ему делать, он подходил с полной ответственностью, независимо от того, большое или малое это было дело».

Хотя роль Ленина стала для Шарымова главной в жизни, но это не значит, что он превратился в занудного моралиста. Матвей Филиппович был очень остроумным человеком. В адрес некоторых коллег и начальников его рукой были созданы шаржи и, порой, довольно хлесткие эпиграммы. На одном из рисунков изображен некий бюрократ, а ниже следует подпись:

«Он твердокаменен, дремуч, твердолоб,

Сидит твердолобо в насиженном кресле,

И не сдвинуть его по самый по гроб

С этого кресла, – ну прямо хоть тресни».

Шарж и эпиграмма М.Ф. Шарымова на некоего «твердолобого». 1960-е

Матвей Филиппович скончался 1 марта 1968 года. А за полгода до этого, в октябре 1967 года в ульяновской труппе появился новый исполнитель роли Ильича – Глеб Юченков.

Самый строгий Ленин

Глеб Иванович Юченков (1911-1993) еще за 10 лет до приезда в Ульяновск стал первым Владимиром Ильичом в украинском кино. В 1957 году режиссеры Виктор Добровольский и Исаак Шмарук сняли на студии имени Довженко фильм «Правда» по пьесе Александра Корнейчука.

Г.И. Юченков в роли В.И. Ленина в спектакле «Вьюга». 1970-е
Глеб Иванович неоднократно приклеивал себе ленинскую бородку и прятал гриву волос под накладную лысину, выходя на сцену в спектаклях. Но наотрез отказывался сюсюкать в образе на детских утренниках и был противником сусальной сказочки про «добренького дедушку Ленина». «Артист убедительно показывает нервное кипение, развитие мысли Ленина, силу и яркость его чувства» – отмечалось в прессе. А еще юченковский вождь обладал несгибаемой волей, трудолюбием, огромной требовательностью к себе и окружающим. Одна рецензентка ворчала: «Ленин не столько гневен, сколько раздражителен и зол» и сетовала, что Юченков не копирует у других актеров «самую суть» характера – «ленинскую иронию». Глеб Иванович черкнул на газетных полях: «Оказывается, суть ленинского характера ирония в разговоре с людьми!!!??? Вот это да!!!».

На киноафишах гордо значилось: «Украинская кинематография впервые воссоздала на экране образ великого вождя революции Владимира Ильича ЛЕНИНА. В роли ЛЕНИНА – заслуженный артист УССР, артист Крымского областного драматического театра им. Горького Г.И. Юченков». Вряд ли современные киевские власти, охваченные националистическим дурманом, вспоминают про тот фильм под названием «Правда». Правда у них сейчас не в чести. Тем более, что первого в украинском кино Ильича сыграл, по их терминологии, «клятый москаль» – Глеб Иванович был родом из Москвы.

Появление нового исполнителя роли Ленина было замечено и посыпались предложения с киностудий. В 1958 году вышел фильм «День первый», снятый на «Ленфильме» Фридрихом Эрмлером. Боевым соратником Юченкова-Ленина был Антонов-Овсеенко в исполнении молодого Иннокентия Смоктуновского. 26 ноября 1960 года Глебу Юченкову было присвоено звание народного артиста Украины. Одновременно с ним народными стали популярные эстрадные артисты Юрий Тимошенко и Ефим Березин, прекрасно известные старшему поколению как Тарапунька и Штепсель.

В Ульяновск Глеб Иванович прибыл уже состоявшимся актером, со своим видением образа. Журналистка Наталия Ивановна Андреева писала: «Первый выход нового Ильича сравнивали с покойным Матвеем Шарымовым. Тот был любимцем местной публики, и мне не забыть вздох разочарования в зале. «Новый вождь» позволял себе на сцене повышать голос, гневаться…

Для Юченкова Ленин был человеком. Ныне можно как угодно иронизировать по данному поводу, но актер старался выстраивать собственную жизнь «по Ильичу» – не хапать каждый подвернувшийся «левый» рубль, бежать на помощь, если на улице кто-то кричит».

В эту пору его имя уже значилось в театральной энциклопедии. И «ленинский» репертуар и классика от Шекспира до Симонова была подвластна его таланту. В характеристике 1972 года говорилось: «Все работы Г.И. Юченкова – утверждение и развитие большой общественной темы, всегда это образы сложной человеческой биографии, получившие широкую положительную оценку зрителя, общественности и критики.

Высшим достижением артистической деятельности тов. Юченкова Г.И. является созданный им образ В.И. Ленина. Роль В.И. Ленина артистом Юченковым Г.И. создана в целом ряде пьес: Трилогия Н. Погодина: «Человек с ружьем», «Кремлевские куранты», «Третья патетическая», «Вечный источник» Д. Зорина, «Именем революции» Шатрова, «Вьюга» Раздольского. <…> Всю свою творческую жизнь Глеб Иванович Юченков работает над раскрытием новых граней характера великого человека».

Ленины «хорошие и разные»

Павел Молчанов стал первым, кто сыграл роль Ленина в истории белорусского театра. Произошло это в 1938 году в пьесе Николая Погодина «Человек с ружьем». А Глеб Иванович Юченков – был первым создателем образа Ленина в украинском кинематографе. Таким образом, на ульяновскую сцену в разные годы выходили первый «театральный Ленин» и первый «кино-Ленин» сразу двух братских славянских республик.

Еще в военную пору руководители отдела по делам искусств вновь созданной Ульяновской области прекрасно понимали, что для нашей сцены Лениниана становится приоритетом и в приказе от 13 августа 1943 года записали: «Привлечь для работы в Театре советских драматургов для написания пьесы на тему «Ленин в Ульяновске» о детских и юношеских годах тов. Ленина, а также на волжские темы». Впрочем, это пожелание смогло осуществиться уже только в мирное время. Например, в сезон 1960/1961 годов на ульяновской сцене шли и «Кремлевские куранты» с Лениным – председателем Совнаркома, и «Нет прекрасней назначенья» с гимназистом Володей Ульяновым.

К 100-летию со дня рождения Ленина 1-й секретарь обкома КПСС Анатолий Андрианович Скочилов переманил в Ульяновск молодого кировского актера Анатолия Ивановича Устюжанинова (1934-2008). Ему довелось играть и юного Володю, и Ульянова – защитника в суде, и вождя Советского государства (Об А.И. Устюжанинове читайте в статье Р.В. Ильязовой «Ленин в тебе и во мне», журнал «Мономах», № 6 (102), 2017).

А.И. Устюжанинов в гриме В.И. Ленина. Фото из фондов ГАНИ УО

В августе 1973 года состоялись триумфальные гастроли ульяновского театра в Москве. Среди прочих спектаклей шла пьеса Валерия Осипова «Ульяновы». Выходили в ней на сцену и нынешние «звезды» театра. Кларина Шадько была учительницей Верой Васильевной Кашкадамовой, Зоя Самсонова – гимназической подругой Ольги Ульяновой. Молодые Борис Александров и Алексей Дуров довольствовались небольшими ролями. Первый – кадета, второй – мастерового. А Анатолий Устюжанинов играл Володю-гимназиста. Самому актеру в ту пору шел 40-й год. Впрочем, вспомните, что в фильме «Женитьба Бальзаминова» 19-летнего главного героя блистательно сыграл Георгий Вицын, которому уже «стукнуло» 46.

В семидесятые годы Анатолий Иванович Устюжанинов снялся в знаменитой советской телеэпопее «Вечный зов». Он сыграл революционера и партийного работника Данилу Кошкина, оклеветанного и осужденного в 1930-е годы. И, пожалуй, первым из ульяновских актеров соприкоснулся в своем творчестве с темой репрессий. Спустя несколько лет ему довелось воплотить на экране и своего главного героя. Любопытно, что именно Устюжанинова, актера из провинции, а не маститых Кирилла Лаврова или Юрия Каюрова пригласил на роль Ленина Сергей Федорович Бондарчук в свой фильм 1982 года «Красные колокола».

С 1992 года Анатолий Иванович работал в Историко-культурном центре Ленина (Мемцентре). Много выступал, донося до слушателей ленинские мысли. В 1996 году ему довелось предстать в образе «мистера Ленина» в Копенгагене перед датской королевой Маргрете II.

А.М. Курзин в роли Владимира Ульянова в спектакле «Семья Ульяновых». 2017

На излете XX столетия ленинскую тему в Ульяновском театре, казалось, навсегда похоронили. Валерий Сергеевич Шейман, последним в советскую эпоху игравший Владимира Ильича без грима в пьесе Михаила Шатрова «Дальше… дальше… дальше!» в 1980-е годы, ныне московский житель. Однако к 100-летию революционных событий в репертуаре театра появилась инсценировка Киры Бюровой «Семья Ульяновых». Премьера состоялась 26 октября 2017 года. Несколько раз актеры сыграли спектакль в исторических интерьерах – комнатах Дома-музея Ленина. О портретном сходстве с Ульяновыми говорить не приходится. Исполнитель роли Володи-гимназиста Александр Курзин отнюдь не «Ленин маленький с кудрявой головой». Однако сама тенденция обнадеживает.

Кто из ульяновских актеров сыграет Ленина в 2020 году к 150-летию Владимира Ильича? Поживем – увидим.

Антон Шабалкин,

ведущий архивист Государственного архива Ульяновской области

Опубликовано в журнале “Мономах” № 6 (108) за 2018 год.

Свежий выпуск
2019 июнь №3