Владимир Зунузин. Картины из серии «Люди одного села. Возвращение»

Вернуться к статьям

Владимир Федорович Зунузин родился в 1950 году в г. Жуковском Московской области. В 1971 году окончил Пензенское художественное училище. С 1976 года живет и работает в Ульяновске. Член Союза художников РФ с 1984 года. С 1977 года участник областных, зональных, республиканских, всесоюзных, международных выставок. Произведения находятся в собрании Ульяновского областного художественного музея, Министерства культуры РФ, частных коллекциях и галереях России (Москва, Ульяновск), Италии, Германии, США. 6 сентября 2016 года В.Ф. Зунузину присвоено звание почетного Академика Российской Академии художеств.

«18 июля отмечает день рождения Евгений Евтушенко. В интервью Национальной Службе Новостей поэт рассказал об оригинальном подарке от ульяновского художника.

— А какой сегодняшний подарок вы с ходу назвали бы самым запоминающимся?

— О, сегодня получил самый лучший подарок, о котором и не мечтал, — мой портрет работы Владимира Зунузина, гордость моей галереи. С Володей я познакомился недавно, он из Ульяновска, самого читающего города в России. Всё проходит, а реализм как направление в искусстве всегда будет оставаться!

— Чем же так примечательна работа ульяновского мастера?

— Когда я её увидел, я просто обалдел – на ней с холста смотрел я со всем моим особым настроением и внутренним содержанием! Меня все считают счастливчиком, а он-то понял, чего мне это стоило. Я его спросил: «Володя, ты что, меня тайком сфотографировал, а потом писал по снимку?» Он ответил: «Нет, я ловил тебя по видео твоих выступлений». Он, оказывается, знал, как я не люблю позировать скульпторам, художникам и фотографам – не могу долгое время неподвижно сидеть и выполнять команды: повернись, посмотри на меня…». Интервью от 18 июля 2016 года.

В.Ф. Зунузин. Портрет Е.А. Евтушенко. 2016

В конце лета 2017 года в Музее изобразительного искусства ХХ – ХХI вв., филиале областного художественного музея, открылась выставка известного ульяновского живописца Владимира Зунузина. Впервые были представлены картины, созданные в 2016 году. Заслуженный успех выставки, имеющий яркую тематическую направленность, объяснялся тем, что художник вновь обратился к теме, когда-то «отложенной» почти на десять лет. Неспроста в названии выставки «Люди одного села» было добавлено слово «Возвращение».

В одном выставочном пространстве сложно представить то многообразие, что отличает творчество Владимира Зунузина. Многогранность поисков приводят к компьютерному искусству, созданию серии «Живописные парафразы» на темы картин великих мастеров (например, Эль Греко, П. Пикассо).

Весной 2016 года для многих стала откровением экспозиция компьютерных работ «Отражённое пространство» в «Картинной галерее Музея изобразительного искусства ХХ – ХХI вв. и Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова» (совместная долговременная программа работает с начала 2014 года). Затем в Музее была развернута выставка «Парафразы на темы Пабло Пикассо», по завершении работы которой В.Ф. Зунузин передал в дар Ульяновскому областному художественному музею три картины.

Но неизбежно, на протяжении всего творческого пути главной остается одна тема, как бы далеко мастер от нее не уходил. Жизнь современного села, казалось, изначально была заложена в его художественном представлении о мире, как в глобальном, так и частном аспектах. Умение придать обыденным сюжетам символическое звучание, монументальность всегда отличают живопись Зунузина. В его почти монохромных, лишенных излишней многословности картинах 1980-1990-х годов, напоминающих старые фотографии или пленки кинохроники, сосредоточено слияние с первозданной и современной жизнью.

Поводом для создания новой главы этой темы стало событие знаменательное. Знакомство и дружба с великим поэтом России Е.А. Евтушенко, который высоко оценил картины Зунузина, придали новый импульс для создания серии «Люди одного села», которая обрела свою завершенность. Художника увлекает возможность создать мир из реалий и подробностей быта людей хорошо знакомых, близких ему, крепких по духу.

В.Ф. Зунузин. Три женщины в саду. 2016

В знакомый по прежним картинам монохромный колорит порой деликатно, порой откровенно ярко входит многообразие цветовых оттенков, всегда стоящих «на страже» замысла. Цветовые нюансировки фиксируют настроение, заданное композицией. Это скупое «приветствие» цветовых возможностей доминирует, предлагает в сюжетных разнообразиях новые смысловые и живописные возможности. Это открытая яркость цвета, контрастного или ложащегося на холст «в унисон» с основными холодными тонами сознательно «гасится» для более гармоничного общего настроения. Цветовые формации часто выступают в качестве легкого, порой полупрозрачного обрамления.

Солнечный свет, пронизывающий фигуры людей, создает объединительную полупрозрачную магию жизни. Вода, как часть этой жизни, имеющая нежные серо-розовые оттенки, подчеркивает устойчивость и реальность, конкретность сцены в лодке. Монументальность, как в картинах 1980-1990-х годов, сохраняется. Но эта монументальность приобретает иные свойства. Художник обращается к небольшому рассказу об обыденных делах хорошо знакомых людей. Правда, за рассказом следует, казалось, естественность символического звучания быта, который превращается в Бытие. Еще одна особенность последних работ – слияние в одном полотне разных жанров, которые имеют равноправное значение. Это пейзажи дальнего плана – своеобразный микрокосм, частью которого становится конкретное село. Это включенные в композиции не просто предметы, а целостные натюрморты. Снедь на столе в потоке «расплывающегося» света, уголок кухни с уютом пирогов, разные старые вещи около сараев… Ведро на дворе, занимающее передний план картины, собирает и отражает вечерний солнечный луч, превращая предмет в символ непрекращающейся жизни. Эта победа жизни в картинах с гордыми, надежными, красивыми старухами около родного дома. Это дети, играющие на своей земле, серьезные и не очень мужики на завалинке. Люди не позирующие, а проживающие моменты жизни на огородах, в гостях у соседей и дома.

Тема труда, так популярная в искусстве советского времени, вырастает в понимание бесконечной, трудной и счастливой, мощной по звучанию жизни. Художник часто избирает сюжет с открытой дверью в дом или сарай. Там – для нас – неизвестность, там – свой мир, свои ощущения пространства, открытого для его постижения. Двери, открытые в мир – это своеобразная обратная связь, соединяющая все сущее.

Елена Сергеева,

искусствовед,

зав. Музеем изобразительного

искусства ХХ-ХХI вв.

Опубликовано в журнале “Мономах” № 6 (102)-2017

Свежий выпуск
2019 июнь №3